дорогие дороги

Актуальная тема. Почему дороги дороги

Принято считать, что дороги в России «золотые». Правда ли это и сколько действительно стоит построить километра автомобильной дороги, выяснял Леонид Кочетков…

Мы то и дело сталкиваемся с утверждением, что дороги в России стоят дороже, чем во всем остальном мире. Самый яркий пример — это неосуществленное строительство Четвертого транспортного кольца в Москве, 74 км которого обошлись бы, по оценкам столичных властей, более чем в 1 трлн рублей. Почему же у нас строить дороги так дорого? Ответ на этот вопрос не так прост, как представляется на первый взгляд. И дело тут вовсе не в одной только коррупционной составляющей, с которой принято связывать завышенные российские цены. Сначала осметить С составления сметы начинается любое строительство или ремонт. Но отраслевые сборники, которыми пользуются инженеры-сметчики, безнадежно устарели и иногда содержат в себе такие анахронизмы, как устройство деревянной мостовой.

Подготовка дороже строительства

Участники первой ежегодной конференции «Ценообразование в дорожной отрасли», организованной ГК «Автодор» и ООО «Автодор-Закупки», сошлись во мнении, что затраты на подготовку территории к строительству дороги (в том числе резервирование, выкуп земель) должны быть вынесены за пределы сметной стоимости объекта. Сегодня затраты на первый этап строительства дороги в России составляют от 5 до 45%, из которых значительная часть средств может уходить на выкуп земельных участков (от 5 до 30% сметной стоимости объекта). Известны случаи, когда затраты на подготовку территории, заложенные в сметную стоимость, даже превышают стоимость строительно-монтажных работ. Например, в сметной стоимости Молодогвардейской развязки, выходящей на будущую платную трассу М-1 «Беларусь», строительно-монтажные работы составляют примерно 700 млн руб., а подготовка территории обошлась в 780 млн руб. Разумеется, это напрямую влияет на стоимость один км дороги.

Сколько стоит 1 км дороги в России?

Заместитель генерального директора по ценообразованию ООО «Автодор-Закупки» Наталия Кузнецова привела на конференции по ценообразованию в дорожной отрасли, которая прошла в Санкт-Петербурге, любопытную статистику. Эксперты МАДИ сравнили среднюю, минимальную и максимальную стоимость км дороги в РФ и зарубежных странах, исключив из стоимости НДС и затраты на подготовку территории. Итоговый график удивляет: в ценах 2013 года немецкие, французские, испанские, американские и канадские дороги оказались в среднем дороже (!) наших. Так, например, средняя стоимость км дороги в США составляет 72 млн рублей, при 41 млн рублей в России. Дешевле получается строить только в Китае и в Финляндии. Г-жа Кузнецова, впрочем, отметила, что компетентного и постоянного мониторинга сравнительной стоимости дорог в России и в зарубежных странах не проводится. По мнению Кузнецовой, ценообразование в дорожной отрасли РФ должно стать прозрачным и основываться на единой общероссийской базе данных о стоимости ресурсов в дорожной отрасли, а также удельно-стоимостных показателей строительства.

На согласование проекта строительства дороги в России уходит 540 дней

Что же предлагают сами сметчики?

Переработать федеральный свод сборников, исключить оттуда устаревшие технологии, добавить новые и в целом перейти на систему укрупненных норм и расценок, которая используется в дорожном строительстве за рубежом. Дешево да… Тендеры на строительство дорог обычно выигрывает та компания, которая предлагает минимальную цену проекта. Но почти всегда в процессе строительства эта цена меняется. Низкая точность расчетов связана с тем, что в России на стадии разработки проектной документации проект не контролируют на соответствие окончательному бюджету. Как следствие, еще не построенная дорога может подорожать после того, как будет выполнен более детальный расчет затрат. Если оценивать сметную стоимости работ на каждом этапе планирования, то к стадии детального проектирования (а это уже этап, который непосредственно предшествует строительству) точность возрастет до диапазона –5% до +10%. А значит, и возмущений по поводу того, что дорога стала золотой, станет меньше. Важно оценивать также стоимость не «голого» строительства, а общей стоимости, так называемого жизненного цикла дороги.

Долгий ящик

Дорогими российские дороги получаются и из-за бюрократических проволочек. Проект проходит госэкспертизу, согласование в министерстве экономики (для проектов строительства и реконструкции), утверждается в организации заказчика. Много времени уходит на получение документов на отвод земельных участков для производства работ, получения разрешения органов государственного стройнадзора. В среднем на получение всего пакета документов в России уходит 540 дней! Еще одна причина, по которой российские дороги оказываются «золотыми», — это природные условия. Не стоит забывать, что 2/3 нашей территории находится в области вечной мерзлоты, а там, где ее нет, приходится иметь дело с водонасыщенными грунтами. Но мы как всегда надеемся, что «лет чрез пятьсот дороги верно у нас изменятся безмерно».

Выводы

Громкие заявления о том, что 1 км построенной дороги в России обходится дороже, чем где бы то ни было в мире, не учитывают, из чего складывается ее стоимость в наших условиях. Хотя конечному пользователю по большому счету все равно, куда ушли его деньги — на оплату труда дорожников или на выкуп земли. Все равно он платит за проезд из собственного кармана.