Аварийность на флоте

Аварийность на флоте

К началу текущего десятилетия морской транспорт пришел со значительными успехами, став рентабельной отраслью народного хозяйства, приносящей ежегодно сотни миллионов рублей дохода. Однако внутренние резервы далеко не исчерпаны, и показатели работы могут быть лучше. Одним из серьезных факторов, отрицательно влияющих на производительность флота, остается аварийность. Борьба с ней требует постоянного пристального внимания плавсостава судов и работников всех служб пароходств и портов.

В Новороссийском морском пароходстве уровень аварийности был высоким. Пароходство несло большие технические и коммерческие убытки, велика была упущенная выгода, нарушалея график работы и ремонта флота. Все это потребовало комплексных мер по борьбе с аварийностью.

Тщательно ведущаяся статистика показала, что основным видом аварийных случаев в пароходстве являются посадки на мель. Они составляют 29% от всех аварий за последние 7 лет, 33% всех убытков пароходства по аварийным случаям за этот период. На втором месте стоят навалы — 24% от общего количества аварий и 13% от суммы аварийных убытков.

Основной причиной аварийных случаев было нарушение основ судовождения и требований хорошей морской практики — 47% всех аварий и 47% всех убытков. Добрая половина аварийных случаев — следствие не сложной навигационной обстановки или недостатков технических средств судовождения, а нарушения трудовой дисциплины, правил и инструкций, низкая организация вахтенной и штурманской служб.

Из всех аварийных случаев 72% произошли по виие экипажей судов в результате: производственных ошибок, т. е. неправильных профессиональных действий или ошибочной оценки сложившейся ситуации; халатности, т. е безответственного отношения к исполнению своих обязанностей капитанами судов н другими членами экипажа; нарушения трудовой дисциплины, т. е. проявления личной недисциплинированности со стороны виновного в аварии лица; неграмотного использования имеющихся на сутне технических средств.

Анализ статистических данных за длительный период времени со всей очевидностью показал опретеленную закономерность. Вслед за снижением аварийности следовал ее рост. Объяснить это можно следующим образом. Уменьшение аварийности порождает состояние благодушия и самоуспокоенности, ослабление внимания к этому вопросу. В результате она начниает расти. Тогда на решении этой проблемы заостряется вни манне всех руководителей и исполнителей, принимаются меры, и аварийность снижается.

Из этого следует, насколько важно найти формы и методы поддержания постоянного внимания к вопросам предупреждения аварийности, постоянной готовности и бдительности экипажей судов.

Проведенный анализ дал направление организационной и воспитательной работе по усилению борьбы с аварийностью. В пароходстве был составлен комплексный план конкретных мероприятий. План рассмотрен на совете пароходства с привлечением широкого круга командного состава судов и ответственных работников береговых служб.

Намеченные мероприятия предусматривали:

— повседневный действенный контроль строжайшего соблюдения Устава службы, правил, инструкций и положений, обеспечивающих безопасность мореплавания;

— широкое вовлечение командного состава флота в активную работу по обеспечению безаварийного плавания, в повседневную воспитательную работу среди подчиненных, направленную на поднятие дисциплины и образцовое выполнение служебного долга каждым моряком;

— широкое привлечение к борьбе с нарушителями порядка и дисциплины на флоте общественных организаций;

— обеспечение систематического повышения уровня знаний и мастерства командным составом флота;

— улучшение всесторонней подготовки судов к рейсам;

— улучшение работы капитанов портов и повышение их роли в борьбе с аварийностью на флоте.

Комплексный план пароходства явился прототипом для разработки подобных мероприятий на судах, в портах и на предприятиях пароходства.