автомобильные дороги

Автомобильные дороги. Что такое захватка?

Захваткой называют участок строящейся дороги, на котором выполняют одну или несколько совмещённых во времени рабочих операций. В отдельных случаях на захватке выполняют несколько последовательных операций, по своим технологическим особенностям не допускающих длительного разрыва во времени (например, розлив горячего вяжущего для поверхностной обработки, немедленная засыпка его мелким каменным материалом и укатка). Длина захватки соответствует сменной (или суточной) скорости строительного потока. Её находят как частное от деления длины строящейся дороги на число рабочих дней, которое определяют с учётом заданных сроков строительства, особенностей климатических и погодных условий района и принятой технологии работ. В отдельных случаях, когда по технологическим условиям работы на участке не могут быть закончены в течение суток (одной или двух смен), длину захватки принимают равной длине участка дороги, строящегося в течение 2–3 или более суток. Во всех случаях длина захватки кратна суточной производительности работ. Машины, работающие на захватке, перемещают на следующую захватку только после полного окончания работ на предыдущей.

После определения длины захватки подсчитывают объем работ, подлежащих выполнению на ней, и выбирают основную, ведущую машину для этих работ. Ведущей считают машину, выполняющую наиболее трудоёмкие операции и имеющую наиболее высокую (по сравнению с другими машинами, работающими на захватке) стоимость машино-мест. Затем подбирают все остальные машины и оборудование для создания комплексного механизированного отряда, предназначенного для выполнения работ определённого вида, и расставляют эти машины в технологической последовательности, обеспечивающей высокое качество работ при максимальной эффективности использования всех средств механизации.

При выборе машин и оборудования прибегают к технико-экономическому сравнению различных средств механизации (машин разных марок и типов), руководствуясь следующими соображениями.

  1. Стоимость единицы продукции (1 пог. м. или 1-м покрытия) должна быть наименьшей. Этот показатель является основным и в большинстве случаев решающим.
  2. Выработка продукции на одного рабочего должна быть наибольшей.
  3. Энергоёмкость единицы продукции (в кет) должна быть наименьшей, а энерговооружённость одного рабочего наибольшей.

Кроме этих показателей следует также учитывать:

  • качество работ, выполняемых машинами различных марок (например, для катков, вибраторов и трамбующих машин — степень и глубину уплотнения, для асфальтосмесителей различных марок — качество перемешивания и т. д.);
  • транспортабельность и мобильность машин, используемых для выполнения операций, связанных с частым изменением места работ;
  • надёжность и удобство управления, возможность использования машин при отрицательных температурах и т. д.