Автомобильные дороги. Что такое захватка?

Захваткой называют участок строящейся дороги, на котором выполняют одну или несколько совмещённых во времени рабочих операций.

Пример дорожной захватки

В отдельных случаях на захватке выполняют несколько последовательных операций, по своим технологическим особенностям не допускающих длительного разрыва во времени (например, розлив горячего вяжущего для поверхностной обработки, немедленная засыпка его мелким каменным материалом и укатка). Длина захватки соответствует сменной (или суточной) скорости строительного потока. Её находят как частное от деления длины строящейся дороги на число рабочих дней, которое определяют с учётом заданных сроков строительства, особенностей климатических и погодных условий района и принятой технологии работ. В отдельных случаях, когда по технологическим условиям работы на участке не могут быть закончены в течение суток (одной или двух смен), длину захватки принимают равной длине участка дороги, строящегося в течение 2–3 или более суток.

Во всех случаях длина захватки кратна суточной производительности работ.

Машины, работающие на захватке, перемещают на следующую захватку только после полного окончания работ на предыдущей.

Захватка в дорожном строительстве

После определения длины захватки подсчитывают объем работ, подлежащих выполнению на ней, и выбирают основную, ведущую машину для этих работ. Ведущей считают машину, выполняющую наиболее трудоёмкие операции и имеющую наиболее высокую (по сравнению с другими машинами, работающими на захватке) стоимость машино-мест. Затем подбирают все остальные машины и оборудование для создания комплексного механизированного отряда, предназначенного для выполнения работ определённого вида, и расставляют эти машины в технологической последовательности, обеспечивающей высокое качество работ при максимальной эффективности использования всех средств механизации.

При выборе машин и оборудования прибегают к технико-экономическому сравнению различных средств механизации (машин разных марок и типов), руководствуясь следующими соображениями.
  1. Стоимость единицы продукции (1 пог. м. или 1-м покрытия) должна быть наименьшей. Этот показатель является основным и в большинстве случаев решающим.
  2. Выработка продукции на одного рабочего должна быть наибольшей.
  3. Энергоёмкость единицы продукции (в кет) должна быть наименьшей, а энерговооружённость одного рабочего наибольшей.
Кроме этих показателей следует также учитывать:
  • качество работ, выполняемых машинами различных марок (например, для катков, вибраторов и трамбующих машин — степень и глубину уплотнения, для асфальтосмесителей различных марок — качество перемешивания и т. д.);
  • транспортабельность и мобильность машин, используемых для выполнения операций, связанных с частым изменением места работ;
  • надёжность и удобство управления, возможность использования машин при отрицательных температурах и т. д.
Автомобильная дорога напоминает слоеный пирог

Автомобильная дорога напоминает слоеный пирог, который выполняет важную задачу — перераспределяет нагрузку от движущихся автомобилей на грунт. Залогом долговечности всего «пирога» является основание дороги. Толщина насыпного слоя щебня напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Далее щебень тщательно утрамбовывается катком, после чего стелется еще один слой. Для повышения качества используется вода, которой смачиваются слои. Чем лучше промочено и утрамбовано основание, тем надежнее будет конструкция.

Во избежание образования колеи, просадок и других дефектов основание дорожной одежды армируют и разделяют на слои. Для этого применяют геотекстиль и пластиковые георешетки, которые предотвращают смешивание слоев и отводят влагу от полотна. Перед началом укладки асфальтобетонной смеси поверхность основания обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, затем асфальт выгружают, распределяют и уплотняют катками. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок.

Опубликовано