Автоправо

Автоправо

На выход!

Надо ли выходить из своей машины и садиться в патрульный автомобиль, если на этом настаивает инспектор ДПС?

Что ни говори, а Россия сильна традициями. И не всегда добрыми. Мы одна из немногих стран, где до сих пор можно наблюдать, как не полицейский подходит к водителю остановленного им автомобиля, а сам водитель с заискивающей улыбкой торопится навстречу инспектору. И если в крупных городах эта привычка постепенно сходит на нет, то в провинции инспектор ДПС по-прежнему «хозяин дороги», а значит, должен почувствовать должное уважение к себе…

На самом деле обязанность водителя выходить из машины не установлена ни в одном нормативном акте.

Заметьте, что инспектору дано право лишь предложить, а не потребовать! Следовательно, как реагировать на это предложение, решать самому водителю.

Отказ выйти из машины никак не преследуется. В частности, водителя нельзя привлечь к ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции именно по той причине, что оно априори не может быть законным.

Исключение составляют случаи, когда вас задерживают или отстраняют от управления автомобилем. В этих случаях непослушание грозит штрафом от 500 до 1000 руб., а то и арестом на срок до 15 суток.

Между тем не всегда имеет смысл проявлять принципиальность. В ряде случаев сам водитель заинтересован в том, чтобы выйти из машины и вести диалог, например, у капота патрульного автомобиля. Дело в том, что сейчас значительная часть служебного транспорта ГИБДД оборудуется видеорегистраторами. А самим инспекторам предписано осуществлять общение с участниками дорожного движения и процессуальные действия в поле зрения объектива. При этом начальство требует, чтобы регистраторы были включены, а информация с них потом копировалась на компьютер соответствующего подразделения для возможности просмотра в случае поступления жалобы на инспектора.

По этой же причине не всегда стоит категорически отказываться от предложения инспектора сесть в патрульный автомобиль, например, для проверки документов по базам данных или оформления материалов на нарушителя. Как и в ситуации с выходом из машины, ни в одном документе такой обязанности не установлено, однако здравый смысл иногда требует поступить именно так. Например, если вы не хотите мокнуть под дождем, отвечая на многочисленные вопросы инспектора о том, где вы живете, работаете и тому подобное, особенно если инспектор оформляет документы о ДТП, рисует схемы, заполняет многочисленные бланки. Да, конечно, ничто не мешает вам сесть в свою машину и вынудить инспектора самому подходить к вам со своими вопросами, но, как вы понимаете, в спорной ситуации на снисхождение рассчитывать не придется.

Так что вывод такой: выходить или не выходить из своей машины, садиться или не садиться в патрульный автомобиль – вопросы, решать которые предстоит водителю в зависимости от конкретных обстоятельств. Не забывайте, что сотрудники ГИБДД – тоже люди, поэтому ваше отношение к ним так или иначе будет спроецировано на вас. Проявление принципиальности не возбраняется, но все же представьте сначала возможные последствия «немилости» инспектора.

Безопасность копов превыше всего

Пожалуй, единственная ситуация, в которой категорически не рекомендуется выходить из машины без особого приглашения, это автомобильное путешествие за пределы нашей страны. В отличие от стран постсоветского пространства, где преклонение перед «господином» у многих впиталось с молоком матери, в дальнем зарубежье такой реверанс в сторону стража дороги может быть воспринят как угроза личной безопасности. Ну и нет ничего хуже, чем по чисто советской привычке идти к полицейскому, засунув руку в карман для того, чтобы достать документы: в такой ситуации самым благоприятным исходом будет горизонтальное положение лицом в пыль обочины со скованными за спиной руками. Поэтому, если вас остановил европейский полицейский, необходимо терпеливо ждать, когда он сам подойдет к вам и, если на то будет необходимость, предложит выйти из машины. В некоторых штатах США определенные требования предъявляются и к пассажирам, которым предлагается держать руки на коленях так, чтобы их видел коп. Водитель в это время должен держать руки на руле. А если стекла у машины затонированы, стараниями обитателей они должны быть предварительно опущены. Безопасность слуги закона превыше всего!