Экспедиционный бизнес в России

Начало

Целенаправленно, как самостоятельная деятельность, он стал основываться только с середины 90-х годов. Ранее, были только неопределенные зачатки, которые формировались зачастую «на ощупь». В советское время, экспедиционной деятельности, в современном ее понимании, просто не существовало. Функционирующие в то время УТЭПы слабо напоминали экспедиционные компаний, и, следовательно, их опыт мало чем помог новоиспеченному бизнесу.

Таким образом, база необходимых профессиональных знаний экспедитора начала формироваться в 2000 годах. Это формирование проходило скорее стихийно, не стандартизировано, зачастую посредством проб и ошибок. Даже федеральный закон, регулирующий транспортно — экспедиционную деятельность, принят Государственной Думой только в 2003 году. До этого деятельность регулировалась Гражданским кодексом и Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 года.

На сегодняшний день

На сегодняшний день, также, еще рано говорить о каком-то комплексе профессиональных знаний экспедитора. Все только в процессе. Но все чаще встает вопрос о сертификации специалистов, т.к. на рынке транспортной логистики высока конкуренция и присутствует большая доля недобросовестных или просто некомпетентных операторов, которые дискредитируют деятельность в глазах грузовладельцев.

На фоне такой неопределенности в экспедиционной отрасли, сформировалась позитивная тенденция — деятельность постепенно упорядочивается. Вырабатываются стандарты деятельности, определяются критерии сертификации специалистов и оценки профессионализма силами самих экспедиционных компаний. Появились и утвердились крупные профессиональные сообщества, такие как «Ассоциация Российских экспедиторов», «Международная ассоциация экспедиторов» и другие. Они направлены на объединение экспедиторских организаций, развития сотрудничества между ними, координации их деятельности, обеспечения прав, а также для представления и защиты общих интересов в государственных органах, общественных и международных организациях.

На базе подобных профессиональных сообществ все больше появляется Центров повышения квалификации экспедиторов, регулярно проводятся специализированные курсы и другие мероприятия по обмену опытом.

Профессиональные объединения также занимаются сертификацией качества экспедиторских услуг. В 2002 году Госстандарт России зарегистрировал Систему добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских предприятий проводимой «Ассоциацией российских экспедиторов» по международному стандарту ФИАТА.

Помимо ассоциаций и клубов экспедиторов, на сегодняшний день существуют и профессиональные on-line сообщества. В Интернете появляется все больше транспортных бирж и порталов, форумов, где экспедиторы могут обмениваться опытом и пополнять свой профессиональный багаж.

К примеру, уникальный портал «АТИ» (https://ati.su). Ресурс посвящен вопросам логистической отрасли. АТИ — база знаний о транспорте, грузоперевозках, логистике и смежных областях, составляемая силами сообщества. На этом сайте можно задавать вопросы опытным экспертам, самому отвечать на вопросы других и обсуждать разные связанные темы.

Таким образом, деятельность постепенно выходит на более цивилизованный уровень, появляются и укрепляются профессиональные стандарты, этика оказания экспедиционных услуг, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность. Активно развивается законодотательная база — Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» и многие другие законы регулирующие транспортно-экспедиционную деятельность.