Грузоперевозки и мошенничество

Мошенники – это люди, которые стремятся, чтобы другие люди отдали им свои деньги ни за что, просто так; и – добровольно. А значит, мошенничество всегда проявляется там, где вращаются сколько-нибудь значительные денежные суммы. То есть и в грузоперевозках тоже.

Сколько бы законов по защите от обмана не принималось, как бы эффективно правоохранительные органы не изобличали аферистов, как бы не продумывались схемы защиты – если мошенничество экономически выгодно, заниматься им не перестанут. А на любой хитрый замок найдётся свой взломщик либо искатель обходных путей. Это относится, конечно, и к перевозкам грузов.

Постоянно изобретаются новые пути, как бы объегорить честных людей (ибо старые быстро становятся известными). Однако есть три главных «кита», на которых держится мошенничество в сфере грузоперевозок.

Ой, пропало…

Весьма широко встречается «исчезновение» отправленных товаров. Нет, разного рода магические штуки, порталы во времени и пространстве тут не при чём. Как не причём и подделка регистрационных знаков транспорта, перебивание кодов, подпаивание водителей снотворными препаратами и прочие атрибуты шпионских боевиков. Квалификация многих рядовых сотрудников диспетчерских фирм (и даже их высшего руководства!) недостаточна. Грузов отправляется очень много, и с каждым годом оборот только возрастает. Все, и отправители, договаривающиеся напрямую с исполнителями, и профессиональные посредники – хотят выслать товар поскорее и поскорее же получить причитающиеся деньги. Наконец, вопросы ответственности за пропавшие товары урегулированы очень слабо. В такой обстановке грузоотправитель почти не защищён от опытного обманщика.

Что ж, скажет иной диспетчер – у меня есть служба безопасности, которая оперативно проверяет всех контрагентов. Она проконтролирует и фирмы-перевозчики, и предоставляемые ими транспортные средства, и направляемых водителей. В юридическом отделе у меня тоже не зря хлеб едят.

Это, конечно же, ошибка. Ни одна проверка, проводимая внутренней службой безопасности либо нанятыми внешними специалистами не является сколько-нибудь совершенной гарантией. Очевидно, что от расходов на защиту зависит её уровень. Можно, конечно, потратить очень много… но это лекарство хуже болезни – против вероятных мошенников вы защищаетесь тем, что лишаетесь прибыли сейчас. Профессиональная система безопасности стоит очень дорого.

Грузовладельцы или экспедиторы, у которых украли товар, должны в кратчайший срок обращаться к транспортным юристам. Только их консультация может помочь в решении проблемы. Помните: вам не нужно ловить преступников. Это – прерогатива профессионально занятых такой деятельностью людей. Организатору же перевозок надо решить проблему, как до минимума сократить потери из-за кражи груза. Да, именно так – его придётся списать с баланса, а потерянную прибыль занести в графу «пассив». Конечно, правоохранительные органы могут даже поймать мошенника быстро, но и в этом случае, и даже если удастся добиться возмещения, потребуется не один месяц на следствие и суд. Потому отложите надежду на компенсацию потерь подальше.

Составьте уведомления и информационные документы для фирм, которые также пострадали от кражи (например, тех, кто доверил вам организовать перевозки). Поверьте, если вы сообщаете об этом оперативно, будет только лучше для вашей же репутации. Конечно, обратитесь с заявлением в полицию.

Ай, нехорошо-то как!

Очень часто встречается и другая ситуация, связанная с мошенничеством. Заказывают услугу перевозки того или иного груза, а затем – просто-напросто не оплачивают её. Аферистам известно, что транспортные компании очень не любят обращаться в суды за взысканием неуплаченных сумм. Негласный стереотип, заключающийся в недопустимости требовать от посредников документы на подтверждение полномочий и платёжеспособности контрагента – тому причиной.

Отметим, что результат неоплаченной перевозки может быть различным. Диспетчер просто лишается части ожидаемых доходов. Перевозчик же получает прямые убытки (ведь расходы на топливо, амортизацию машины, смазочные материалы, заработная плата водителей и прочее уже понесены).

Радикальным средством защиты является предоплата. И полное исключение случаев, когда груз перевозится раньше, нежели получаются все деньги. Это реальная мера, хотя и представляющаяся очень сложной. Наоборот, обыкновенная практика, когда транспортная компания вкладывает свои деньги, а затем выклянчивает (если это вообще удаётся) положенный гонорар – нелепа. Давайте будем себя ценить и защищать, насколько возможно. Общественные объединения перевозчиков и обмен сведениями о недобросовестных заказчиках также помогут превратить случаи неоплаты в экзотику.

Взыскание платы (если есть все положенные документы) несложно, а вот получение денег – наоборот. Очень многие диспетчеры существуют в виде ООО. Организации такой правовой формы рискуют максимум уставным капиталом и балансовым имуществом. То и другое зачастую не покрывает даже стоимость перевозки, а ведь есть ещё и судебные издержки.

Есть и другое популярное заблуждение: массовая неоплата услуг по перевозке будто бы даёт основания для возбуждения уголовного дела по признакам мошенничества. Конечно, обратиться в компетентные структуры можно… Но только если не будет обнаружено умысла, то дело возбуждать не станут, ограничатся рекомендацией обратиться в суд. Лишь если должник признан банкротом и арбитражный управляющий найдёт в документах признаки присвоения денег, тогда можно будет обращаться с заявлением в полицию или орган прокуратуры.

Как только перевозчик или диспетчер понимает, что за выполненную работу оплата не получена, надо сразу же воспользоваться услугами квалифицированного юриста, специализирующегося на провозной плате. Чем скорее поступит иск в суд, тем больше шансов вернуть утраченные доходы.

Перевозчик исчез!

Как мы уже знаем, почти все грузовые перевозки осуществляются по постоплатной схеме. Это создаёт благоприятную почву для мошенничества со стороны недобросовестных заказчиков и диспетчеров. Однако если всё-таки используется предоплатный вариант, рискует остаться без денег уже сам грузоотправитель. Некто, выдающий себя за перевозчика может взять деньги, после чего – удрать с ними в одному ему известном направлении.

Как избежать такой проблемы? Вовсе не соглашаться на предоплату? Нет, дело не в самой предоплате. Есть несколько простейших шагов, которые существенно уменьшат риск остаться на бобах. Прежде всего, не доверяйте свои деньги совершенно неизвестным вам людям и организациям.

Работать по предоплате можно с реальными перевозчиками, при условии наличия подлинного договора, при знании всех сведений о контрагенте. И даже в этом случае лучше платить лишь после того, как транспорт будет загружен.

Допустим, всё вроде бы сделано, а взявшая деньги организация всё равно пропала. Тогда надо продумать, что же именно произошло, взвесить вероятность исправить ситуацию. И только затем – решать, стоит ли добиваться взыскания предоплаты.

И всё-таки, как уменьшить риск?

Единственного и универсального метода защититься от мошенничества, к сожалению, ещё не придумано. Помочь может только комплексная система безопасности на самых разных уровнях. Внимательно относитесь к договорам. Проверяйте тех, с кем их заключаете, от и до. Обязательно требуйте весь комплект документов, которые вам необходимы, сразу.