Инфраструктура и принципы складской логистики и классификация складов

Инфраструктура и принципы складской логистики и классификация складов

Переведя на человеческий язык сухую формулировку официальной версии, логистику можно охарактеризовать как систему, контролирующую и обеспечивающую бесперебойную доставку различных материалов, вещей и финансовых потоков из одного места в другое.

В логистической структуре может находиться целый комплекс объектов расположенных на большом удалении друг от друга, но при этом чётко прослеживаются два основных подразделения.

  1. Складское.
  2. Транспортное.

Для управления и контроля за всей логистической сетью создан диспетчерский сегмент специалистов разных уровней. Их деятельность тесно связана с различными предприятиями и организациями соединяющими товарно-сырьевые потоки в слаженную сетевую структуру.

Рассмотрим подробнее инфраструктуру и принципы подразделения относящегося к складской логистике.

В инфраструктуру включены не только помещения, отведённые непосредственно под склад, но и техническое оборудование, парковочные места, подъездные пути, система коммуникаций и сами материальные ценности, нуждающиеся в сбережении или в отправке адресату.

Деятельность складской логистики ставит перед управляющим сегментом сразу несколько важных задач.

  1. Выбор способа хранения. Большинство складов специализировано для каждого отдельного продукта или сырья. Так существуют помещения для готовых товаров, для комплектующих материалов, для инструментов. Сырьё располагается так, чтобы его было удобно сортировать и отгружать в специальные перевозочные контейнеры.
  2. Грамотное размещение. Основной логистический метод отправки заключается в отгрузке тех продуктов и сырья, у которых меньше остаточный срок рекомендованного хранения. Если срок не принципиален, применяется система очерёдности, « Кто первым поступил на склад, того первым и отгружают».
  3. Эффективное обеспечение бесперебойного движения товаров и сырья. Для этого каждый склад оснащается специализированным оборудованием для выполнения поставленных задач, и ведётся слаженная информационная работа.
  4. Поддержание складских помещений и оборудования в рабочем состоянии.
  5. По необходимости ведётся, постройка новых помещений с обеспечением всем необходимым оборудованием.

Для создания максимально эффективной системы, логистическим центрам постоянно приходится изобретать новые способы и подходы для экономной транспортировки и хранения с наименьшим процентом потерь.

роме умелого управления складами и техникой, необходимо классифицировать каждое помещение используемое под складское хранение и ряд компаний предлагают классифицировать склады следующим образом.

Агентство Swiss Realty Group предложило свою классификацию складских помещений в России

Эта компания произвела выделение семи классов:

  • В первый «А» класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики.Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  • Во второй класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  • К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  • В четвертый класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
  • Пятый класс — это класс «С». В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
  • Класс шесть — «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  • К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить — это связано с огромным количеством денежных средств, на восстановление и приведения в порядок к современным показателям.

 

Свою классификацию складов предложила компания Knight Frank, считая ей наиболее совершенной и соотвествующей объективной картине рынка.

Классификация складов, разработанная международной консалтинговой компанией Knight Frank:

(пункты, помеченные «*», желательны, но не обязательны)

Складские помещения класса А+

  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 40-45%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие системы вентиляции.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (*не менее 1 на 500 кв.м.).
  11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  13. Наличие офисных помещений при складе.
  14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  16. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  18. Расположение вблизи центральных магистралей.
  19. Профессиональная система управления.
  20. Опытный девелопер.

21.* Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А

  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Система вентиляции.
  7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (*не менее 1 на 700 кв.м.).
  10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.
  17. Профессиональная система управления.

18.* Опытный девелопер.

19.* Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20.* Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21.* Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В+

  1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высота потолков от 8 метров.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Система вентиляции.
  10. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.

17.* Профессиональная система управления.

18.* Опытный девелопер.

19.* Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20.* Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21.* Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В

  1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. В случае двухэтажного строения — наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  3. Высота потолков от 6 метров.
  4. Пол — асфальт или бетон без покрытия.
  5. Система отопления.
  6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  7. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  9. Охрана по периметру территории.
  10. Телекоммуникации.
  11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  12. Наличие вспомогательных помещений при складе.

13.* Система вентиляции.

14.* Офисные помещения при складе.

15.* Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16.* Автономная электроподстанция и тепловой узел.

17.* Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С

  1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  2. Высота потолков от 4 метров.
  3. Пол — асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4.* В случае многоэтажного строения — наличие грузовых лифтов/подъемников.

5.* Ворота  на нулевой отметке.

6.* Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

7.* Система вентиляции.

8.* Система отопления.

9.* Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

10.* Офисные помещения при складе.

11.* Ж/Д ветка.

  1. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

13.* Пандус для разгрузки автотранспорта.

14.* Охрана по периметру территории.

15.* Телекоммуникации.

16.* Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D

  1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2.* Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3.* Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

4.* Система отопления.

5.* Система вентиляции.

6.* Офисные помещения при складе.

7.* Ж/Д ветка.

8.* Телекоммуникации.

9.* Охрана по периметру территории