Швартовка судна относится к разряду авральных работ, в которых, как правило, участвует вся палубная команда, численность которой в основном определяется трудоемкостью операций по швартовке и приготовлению судна к погрузке-выгрузке или выходу в море.

Появление на судах грузовых кранов, практически всегда готовых к действию, и механизированных люковых закрытий существенно сократило трудозатраты и занятость экипажа. Только швартовные операции по-прежнему требуют участия большого числа членов экипажа: на сухогрузных судах — до 10 человек, на пассажирских судах — до 15—17. Все они от одного до полутора часов заняты тяжелым трудом по заводке в общей сложности около 10—15 швартовных концов. При малом «чистом» времени швартовки судна (от 30 до 40 мин) и напряженности обстановки отдельные швартовные концы «для быстроты» часто выбираются и заводятся просто вручную по принципу «Эй, ухнем».

В связи с изменением осадки судов во время грузовых операций, особенно на танкерах, необходимо при выгрузке ослаблять тросы, а при погрузке выбирать слабину. Для этой работы, как показали наблюдения на теплоходах типа «Выборг», привлекаются 4 члена экипажа, и они затрачивают до 20 минут на один швартовный трос.

Некоторые современные суда имеют автоматические швартовные лебедки. Они позволяют в максимальной степени механизировать швартовку. Но многие суда швартовных лебедок еще не имеют.

Традиционно швартовное устройство на судах состоит из брашпиля со швартовыми турачками на носу, швартовного шпиля на корме и стационарных кнехтов.

После подачи вручную швартовов на берег их выбирают с помощью турачек брашпиля и барабана шпиля. Затем швартовные тросы брашпиля и шпиля переносят на стационарные кнехты. Чтобы сохранить натяжение, трос временно крепят с помощью цепного стопора. Освобождают трос от стопора после запасовки на кнехт «восьмеркой», при этом натяжение троса несколько уменьшается, и он провисает. Все операции по подаче швартовного троса на берег, запасовке троса на турачку (барабан) н переносу его на кнехт выполняют как минимум два человека. Один работает со швартовным тросом, второй — с цепным стопором. Второй участник работ необходим только для фиксации швартовного троса цепным стопором при переносе его на стационный кнехт. Таким образом, численность палубной команды в значительной степени определяется необходимостью кратковременного участия дополнительного числа людей в швартовных операциях.

Традиционный способ швартовки с креплением троса на стационарных кнехтах имеет еще два существенных недостатка: он не обеспечивает плотного прижатия судна к причалу из-за неизбежного провисания троса при переносе с кнехт и для устранения ослабления троса прн погрузке судна его нужно снимать с кнехта и крепить цепным стопором и переносить на брашпиль (шпиль). Традиционный способ швартовки опасен для работающих с тросом людей, так как при случайном обрыве троса создается возможность травмирования человека, удерживающего конец троса у турачки (барабана) и человека, находящегося у кнехта с цепным стопором.

Облегчить условия труда, уменьшить занятость и трудоемкость швартовных работ, а также сократить общее время швартовки судна позволяет применение кнехтов с вращающимися тумбами (КВТ). Простая нх конструкция рассчитана на минимальный уход.

Порядок швартовных операций при использовании кнехтов КВТ отличается от традиционного. После подачи швартовного конца на берег он запасовывается «восьмеркой» в 2—3 шлага на кнехт КВТ, а затем — на турачку брашпиля или барабан шпиля. В процессе подтягивания судна к причалу тумбы КВТ проворачиваются и свободно пропускают запасованный на них трос. Когда судно будет вплотную прижато к причалу, трос снимается с турачки (барабана), на тумбы кнехта добавляется 3—2 шлага, и этим швартовка заканчивается. Стопорное устройство КВТ удерживает запасованный на тумбы кнехта трос, и поэтому никаких дополнительных операций не требуется.

Все работы при использовании КВТ выполняет последовательно 1 человек: подает трос на берег, запасовывает его сначала на КВТ, затем на турачку (барабан), выбирает, снимает с турачки (барабана) и добавляет шлаги на кнехт. В процессе грузовых операций (погрузка судна) выбирание слабины также производит 1 человек. Для этого ему достаточно запасовать свободный конец на турачку (барабан), выбрать слабину троса с помощью брашпиля (шпиля) и снять трос с турачки (барабана).

Таким образом, на судах, где с тросом (по его размерам) может справиться 1 человек, при швартовке достаточно иметь 1 человека на носу и 1 — на корме, а при стоянке судна со всеми работами по наблюдению за швартовами по судну всегда справится 1 человек.

Применение кнехтов с вращающимися тумбами обеспечивает следующие преимущества по сравнению с креплением гроса на стационарных кнехтах:

— исключается операция крещения троса цепным стопором, что освобождает от работ как при швартовке, так и на стоянке как минимум 2 человек;

— создается возможность плотного контакта судна с причалом;

— с работой по удержанию судна у причала во время стоянки может справиться 1 человек;

— работа менее опасна, так как КВТ защищает оператора, что улучшает условия труда;

— сокращается время швартовки за счет отсутствия затрат времени и труда на крепление швартовного троса цепным стопором.

Опытные экземпляры кнехтов с вращающимися тумбами установлены на двух теплоходах Балтийского морского пароходства — «Воин» и «Якоб Кундер» и успешно эксплуатируются.

Практика их использования выявила некоторые дополнительные достоинства. Кнехты с вращающимися тумбами особенно эффективны на малых судах, имеющих частые швартовки и проходы в шлюзах и плавающих по Кильскому каналу. Раньше в канале на швартовные операции выходила вся палубная команда. В настоящее время участвует только состав вахты и рабочая бригада. Подвахтенные смены отдыхают.

Кроме того, у кнехтов с вращающимися тумбами отсутствует износ тумб. Обычные стационарные кнехты и трос в процессе эксплуатации изнашиваются, что определяет необходимость периодического ремонта кнехтов и довольно частой замены тросов.

Только ускорение процесса швартовки судна и снижение его трудоемкости определяют окупаемость затрат даже при переоборудовании судов.

Для установки на судах рекомендуются два типоразмеру кнехтов КВТ-26 и КВТ-42 по диаметру стального троса 25 и 42 мм; по длине окружности синтетического — 150 и 300 мм.

Рабочий режим для проверки допускаемых напряжении принимался но силе стягивания тумб под действием номинального тягового усилия швартовного механизма: Р = 5 * 7 Т, где Т — номинальное тяговое усилие швартовного механизма.

Для расчета изгибающего момента у основании кнехта силу стягивания его тумб считают приложенной посредине вращающейся тумбы.

Прочность основания кнехта КВТ проверяли по максимальной силе стягивания, действующей в момент, предшествующий остановке электропривода швартовного механизма под током (режим 15 сек). Расчетное максимальное усилие брали Рмакс =2,5 Р.

Дата публикации: 12.05.2016