Система "Just in time" в дословном переводе: "точно вовремя или точно в срок " разработана в японской автомобильной компании Toyota. Ее автор — Тайиши Оно (который в конечном счете стал вице-президентом компании по производству) и несколько его коллег.

Система предполагает поставку необходимых материальных ресурсов к месту их производственного потребления в требуемом количестве и в нужное время, минуя промежуточные склады. Это позволяет свести нежелательные запасы к минимуму.

Максимальные требования к логистике, которые предъявляют большинство клиентов – это доставка как можно быстрее и непосредственно к дверям. В случае с мелкими заказчиками этот принцип реализуем относительно проще, потому что небольшие грузы могут быть доставлены одной единицей транспорта и непосредственно к заказчику. В случае с большими предприятиями или с промышленными потребностями принцип «немедленно и вовремя» превращается в сложнейшую логистическую проблему.

Для сохранения высокого уровня конкурентоспособности очень важно добиться того, чтобы продукция была самой высококачественной при минимизированных затратах. Поэтому концепция «точно в срок» (англ. «justintime») становится определяющей для большинства производителей. В практической реализации она означает то, что материалы и комплектующие для производства должны прибывать на предприятие не очень крупными партиями, чтобы уменьшить его затраты на хранение материалов. Потоки всех видов производственных ресурсов строго синхронизуются с тем, какая на них есть потребность. Выпуск и отгрузка готовой продукции также вписываются в схему поставок и активно в ней используются. Все звенья логистической цепи точно сопрягаются друг с другом. Если этого удаётся добиться, тогда затрат на хранение практически не возникает.

По большей части все современные системы, которые используют этот принцип, организованы с ориентацией на самые короткие из составляющих цепочек логистики, что требует очень быстрой реакции со стороны логистических систем на смену спроса и изменений в соответствующих производственных программах. В общем, использование системы «точно в срок» приводит к тому, что очень важные элементы и взгляды на операционный менеджмент кардинально изменяются. В частности, компании стремятся к тому, чтобы иметь нулевые запасы как готовой продукции, так и незаконченного производства. Также компании добиваются не минимизации бракованной продукции, а полного отсутствия бракованных изделий, управляя качеством. Для того, чтобы можно было положиться на поставщиков, нужно устанавливать партнёрские отношения, ориентированные на долгий срок и небольшое количество доверенных поставщиков и надёжных перевозчиков. Объём каждой партии становится меньше, а производственные циклы становятся короче.