Необходимость правового регулирования интермодальных и мультимодальных грузоперевозок

Необходимость правового регулирования интермодальных и мультимодальных грузоперевозок

Вследствие развития российской экономики происходят изменения, затрагивающие различные транспортные сферы. Возникновение новых экономических связей повлияло на предприятия, осуществляющие воздушные, наземные и морские перевозки. Произошло дробление крупных компаний на раздельные предприятия и филиалы.
Современное центральное морское пароходство больше не главенствует над морскими портами, которые ведут свою хозяйственную деятельность в соответствии со своими представлениями о получении прибыли. Совершенно автономными субъектами выступают фирмы, проводящие разгрузку и погрузку грузовых единиц в терминале, а также их перемещение и хранение на арендованной территории. Органы пограничного и таможенного надзора подчиняют свою деятельность вышестоящим инстанциям Федеральной таможенной службы. Однако в процессе грузоперевозок задействованы все вышеназванные структуры.
Смешанные перевозки осуществляются как минимум двумя видами транспорта на разных участках маршрутов по единому документу. При этом пункты отправления и доставки, так же как и сами транспортные средства, могут находиться во владении разных участников рынка, связанных между собой только партнёрскими отношениями. Такая логистическая система предоставляет множество дополнительных возможностей для обслуживания грузов, но при этом юридически защищена, по большому счёту, только договорами между сторонами-участницами и внутренними соглашениями. Дополнительные сложности возникают и при страховании грузов.
При этом перевозчики в осуществлении своей деятельности руководствуются нормативными документами, утверждёнными более 30 лет назад, так как в действующем законодательстве Российской Федерации нет специфической юридической базы. В ГК РФ фигурируют «прямые смешанные перевозки», что не охватывает всех вариантов современной доставки грузов.
Актуальность законов времён СССР вызывает сомнения, ведь за это время произошло множество серьёзных изменений в экономике страны и в самой технологии грузоперевозок. У компаний, занимающихся мультимодальными и интермодальными перевозками, нет никаких сомнений в необходимости нормативной базы, отвечающей современным требованиям. Однако в вышестоящих инстанциях соответствующее изменение проводить не торопятся, аргументируя своё нежелание менять базу малой долей смешанных перевозок в общем числе оборота грузов.
Значительную лепту в судьбу этого закона внесли и разработчики, предоставившие на рассмотрение пакет разрозненных документов. По факту, предлагалось создать нормативную базу для смешанных перевозок на основании сырого проекта, к которому были приложены не связанные с ним типовые акты о правилах перевозок смешанных грузов, работе операторов по мультимодальным и интермодальным перевозкам, а также стандартные положения по таможенным перевозчикам и узловым соглашениям. В этом документе не были отражены основные принципы осуществления интермодальных и мультимодальных перевозок. Законотворцам предлагалось действовать на основании отсылок к правилам перевозок и правам участников процесса.
С каждым годом количество мультимодальных, интермодальных и комбинированных перевозок только возрастает, поэтому осуществляющие их компании остро нуждаются в создании грамотной нормативной базы.