Новые форматы торговых центров в скором времени станут тенденцией

Рынок торговой недвижимости притерпел существенные изменения за счёт появления новых тенденций. В данный период в Российской федерации возникают новые формы в сфере торговой недвижимости, специфика которых поможет сохранить больше денег как девелоперу, так и покупателю.

Определения «strip-moll», «power-center», и «outlet-center» стали известны благодаря Западному опыту и обладают общими корнями. Но есть и одно, обобщающее понятие для всех перечисленных, в общих чертах описывающее их основные принципы. Это «стрип-молл» (от слова strip -полоса) Остальные же – преемущественно его разновидность. Классическая форма стрип-молла предполагает расположение небольшого здания с одним этажом. При чём его основной фасад обращён к улице, а рядом находится парковка небольшого масштаба. Очень часто предприниматели, арендующие помещения в подобных торговых центрах, обладают правом на отдельные входные места. Пауэр-центр предполагает немного другую форму расположения торговых площадей. Согласно его формату, на одной территории расположено несколько зданий с единой наземной парковкой. Мелкие арендаторы также имеют возможность быть представленными в подобных центрах, но только в небольших объёмах. Данный формат предполагает принцип разделения торговых площадей между мелкими и крупными арендаторами при условии, что они расположены на одной территории. Специфика аутлет-центра предполагает, что покупатель может приобрести там товары известных фирм со скидками.

Как ни странно, но в России подобные формы организации в сегменте торговой недвижимости ещё не получили широкого распространения. Но, в любом случае, подобные форматы уже начинают приживаться с учётом отечественных реалий. В столице, например, уже есть 3 торговых центра, претендующих на право зваться стрип-моллом: «Вэймарт», «Вэйпарк» и «Ритэйлпарк». Несмотря на схожесть с заграничным аналогом, концепция наших центров в некотором плане отличается от него, что отрицательно сказалось на посещаемости. И успешность подобных форм организации торговли существенно хромает.

Но при грамотной политике проектирования и строительства инициативным девелоперам вполне по силам преобразить эти фоматы, сделав их популярными и прибыльными на торговом рынке. По словам экспертов, девелоперам на руку продвигать формат стрип-моллов. Подобные форматы имеют множество положительных моментов. Во-первых, эти центры возводятся довольно быстрыми темпами, во-вторых, отделочные и строительные работы не требуют больших материальных затрат. Кроме того, подобные центры, как правило, возводятся не в черте города, а стоимость земли за городом намного ниже, территории общего пользования минимальны – в той же мере, как и затраты на техническое оснащение. Правда, даже при таком благожелательном раскладе, для девелоперов подобное направление пока не будет приоритетным, поскольку, судя по опросам, рынок до сих пор не испытывает острой потребности в этом формате. Но растущий жизненный уровень может поспособствовать изменению положения.

Если говорить про аутлет-центры, то преемущество заметно ощущается покупателями, которые могут позволить себе приобретать товары (от одежды и обуви до бытовой техники и строитедбных товаров) известных марок на одной территории. Арендаторов привлекательность подобных центров оценивается низкими ставками на арендуемые площади. Торговые центры других форматов значительно уступают последним в этом аспекте. Но есть одна существенная причина, объясняющая отсутствие большого числа западных аналогов в нашем отечестве. Эта причина кроется в больших сроках окупаемости подобных проектов.

Сокращение сроков окупаемости проектов в большой степени зависит от денег, потраченных на строительство. Как правило, на возведение пауэр-центров, стрип-моллов и аутлет-центров не требуется существенных денежных затрат. Плюс ко всему, арендная ставка в стандартном молле значительно уступает цене аренды в заграничном чуде коммерции. Консультанты частенько предлагают новую форму организации тороговых площадей, но, увы, многие девелоперы ещё не верят в окупаемость проекта, считая его полнейшей авантюрой, на которую они не желают соглашаться. Причина отказа кроется в инвестиционной стратегии, ведь проектная ликвидность в силу своей долгосрочности будет низкой.

Как отмечают многие эксперты, даже несмотря на недоверие девелоперов, новый формат вполне способен прижиться в будущем и стать настоящей тенденцией. Главное условие – грамотная организация строительства, распределения арендных площадей. Кроме того, следует учесть специфический отечественный потребительский рынок. Даже мировой финансовый кризис может положительно сказаться на новом формате, как бы парадоксально это не звучало. Объяснение найти совсем несложно: покупатели в будущем будут тяготеть к поголовной экономии. Специалисты считают, что идея развлечений в будущем году будет не столь актуальна, как желание сэкономить.