морские перевозки

Основные сокращения в транспортной логистике при морских перевозках

Порой заказчик логистической услуги не понимает представителей экспедиторской компании т.к. могут говорить на разных языках. В логистике, как в любой другой экономической отрасли существует свой слэнг и понятия. Наиболее используемые профессиональные термины используемые в морских перевозках приведены ниже.

 

Основные сокращения в транспортной логистики морских перевозок:

 

FICY – Free in/Container yard -без погрузки в порту – до контейнерного терминала;

 

FILO – Free in/Liner out без погрузки, но с выгрузкой — ставка включает морской фрахт и выгрузку в порту назначения, но не включает погрузку в порту отправления. Идентичны условиям FOB в терминах Инкотермс;

 

FIOS / FIFO – Free in free out — без погрузки и без выгрузки — ставка дается только на морской фрахт, без учета погрузки в порту отправления и выгрузки в порту назначения (погрузка и выгрузка осуществляются за счет отправителя);

 

LI-Door – Liner in / Door -погрузка в порту за счет линии – «дверь» клиента.

 

LIFO – Liner in/Free out с погрузкой, но без выгрузки — ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт, но не включает выгрузку в порту назначения;

 

LILO – Liner in/out с погрузкой и выгрузкой — ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт и выгрузку в стране назначения;

 

FCL — Full Container Load- полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя;

 

LCL — Less Container Loading — погрузка одним отправителем с его последующей сдачей различным получателям, сборный груз.

 

LI — Last In — экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: снятие контейнера с транспортного средства (авто, жд), размещение на терминале (CY), погрузка на судно.

 

LO — Last Out — экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: выгрузка с судна, размещение на терминале (CY), погрузка на транспортное средство (авто, жд).

 

Надбавки к базовой ставке фрахта конкретной контейнерной линии:

 

ALL IN — All Inclusive — «все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки;

 

BAF (Bunker Adjustment Factor) – бункерная надбавка, дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);

 

BAS Base Rate – основная, базовая ставка;

 

BFR — морской фрахт

 

CAF (Currency Adjustment Factor) – валютная надбавка, дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта;

 

CUC (Chassis Using Charge) – сбор за пользование шасси;

 

DDF Documentation Fee — Destination- сбор за оформление документов и ряд других в порту назначения;

 

DOCS (documentation) — сбор за оформление документов;

 

EMF Equipment Management Fee — сбор управлению оборудованием;

 

ERS Emergency Risk Surcharge — непредвиденные расходы на штрафы;

 

IHE Export Inland Rate- экспортная внутренняя ставка;

 

IMO Surcharge — надбавка за опасный груз;

 

ISPSили SEC (security charges) — сбор за безопасность в порту;

 

GRI– плановое повышение базовой ставки с определенной даты.

 

Heavy Lift Charge –надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении).

 

ODF Documentation Fee — Origin — сбор за оформление документов и ряд других в стране происхождения;

 

OHC Handling Charge — Origin- расходы по выгрузке в порту происхождения;

 

ORC — Origin receiving charges — Официальный сбор провинции в Китае.

 

OTA Transport Arbitrary — Origin — случайные транспортные расходы в порту происхождения;

 

PAE Port Additionals / Port Dues — Export — дополнительные экспортные пошлины в порту;

 

PSI Port Security Charge — Import — расходы на безопасность в порту при импорте;

 

PSS Peak Season Surcharge- летнее-осенний период вводится набавка PSS в связи с возрастающим объемом перевозок

 

PCS (Port Congestion Surcharge) – Надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта.

 

SER Carrier Security Charge- расходы на безопасность груза во время перевозки;

 

THC(TerminalHandling Charges)- терминальная обработка груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

 

WNS Winter Surcharge – надбавка за ледовую проводку в замерзающих портах (например, Санкт-Петербург) – вводится, как правило, с 1 Декабря по 31 Марта и др.

 

Wharfage – портовая пошлина

 

WarRisk Военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действий.

 

Дополнительные условия и сборы (Оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов)

 

Demurrage  Штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента получения порожнего контейнера под погрузку до момента погрузки груженого контейнера на судно (для экспорта).

 

Период использования контейнера может быть разделен на Demurrage и Detention. Тогда Demurrage  штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention  штрафные санкции, взимаемые  за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.

 

Administrative Fee = B/L Fee = Docs Fee(возможны другие обозначения) — сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.

 

Дополнительные сборы порта (Оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий)

 

Хранение (Storage) –ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEUи имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).

 

За выставление на досмотр– ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.

 

Ставки за дополнительные операции– ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.

 

Основные сокращения и термины морской перевозки:

 

BL -Bill of Lading – коносамент, морская накладная на перевозку груза;

 

CC — Customs Clearance — таможенная процедура экспортирования или импортирования товара;

 

CFS — Container Freight Station – консолидационный склад;

 

CGO – Cargo – груз;

 

CNEE – Consignee — получатель — лицо, которому передается груз в месте назначения;

 

CNTR – Container — контейнер стандартного размера;

 

COC (Сarrier’s Оwned Container) — контейнер является собственностью перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт;

 

CY- Container Yard — Контейнерный терминал. Данный термин относится к условиям перевозки;

 

DC — Dry Container — Сухой контейнер – тип контейнера;

 

DIM – Dimentions – размеры;

 

DHC Handling Charge — Destination – расходы по выгрузке в порту назначения;

 

DTA Transport Arbitrary — Destination — случайные транспортные расходы в порту назначения;

 

ETD (Estimated Time of Departure) — ожидаемое время отправки;

 

ETA (Estimeted Time of Arrival) — ожидаемое время прибытия;

 

EX1 — Export Declaration — Экспортная декларация.

 

Feeder(фидер) — контейнерная линия местного сообщения для перевозки внутри одного бассейна или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанское судно. При заказе перевозка на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, отдельного заказа и оплаты не требуется

 

HBL — House Bill of Lading — Сквозной коносамент (для перевозки от двери до двери).

 

INV. — Commercial Invoice — Счет, создаваемый продавцом и используемый для указания ценности товара для различных целей.

 

LT — Local Time — Местное время.

 

Manifest — Документ с описанием всех грузов судна.

 

MBL — Master Bill of Lading — Морской коносамент.

 

MV — Mother Vessel — Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.

 

Notify party- сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Им бывает экспедитор или другой представитель получателя в порту;

 

NVOCC- Перевозчик, владеющий определенным объемом грузовых помещений на судне, которым он не владеет и не управляет, обладающий правом издания бортовых коносаментов. OBL — Ocean Bill of Lading — Океанскийконосамент.

 

PACK — Packing List — Упаковочныйлист.

 

POL (Port of Loading) — портпогрузки;

 

POD (Port of Delivery) — портназначения;

 

SEA (seafreight), O/F(oceanfreight) — морской фрахт;

 

SOC (Shipper’s Owned Container) — контейнер являетсясобственностью клиента;

 

T/T — Transit Time — Транзитноевремя транспортировки.

 

TEU- TwentyfeetsEquivslent Unit- Эквивалент двадцатифутового контейнера.