Негабаритные перевозки железной дорогой

жд негбарит кран

Железнодорожная перевозка является наиболее эффективным решением при необходимости транспортировки негабарита.

Это обусловлено, прежде всего, техническими характеристиками ж/д вагонов, которые имеют внушительную грузоподъёмность, обеспечивающую возможность перевозки нужного груза. Транспортировка негабарита может включать перевозку специализированного оборудования для предприятий, заводов или комбинатов, целые установки или же их части, специализированную сельскохозяйственную или строительную спецтехнику.

При ж/д перевозках негабарита особое внимание уделяют действующим правилам и нормативной документации, которые регламентируют безопасность груза.

Понятия железнодорожного негабарита

Габарит погрузки

- предельное поперечное (перпендикулярное линии, проходящей в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от их осей симметрии (далее - ось железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути

габарит железнодорожного подвижного состава
Габарит железнодорожного подвижного состава

- предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы

Груз, включая упаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути и при совмещении продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути, превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона — вагон с длиной рамы 24 м и базой 17 м.

Погруженные в железнодорожный подвижной состав грузы, контейнеры с грузом или порожние должны быть размещены и закреплены в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Для проверки правильности размещения грузов на открытом железнодорожном подвижном составе в местах массовой погрузки (на железнодорожных путях общего и необщего пользования, в морских и речных портах, на железнодорожной станции перегрузки) устанавливаются габаритные ворота.
Выгруженные или подготовленные к погрузке около железнодорожного пути грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался.

В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности

arrow-145781_960_720
зона нижней негабаритности

на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм - при расстоянии 1626-2240 мм

arrow-145781_960_720
зона боковой негабаритности

на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно)

arrow-145781_960_720
зона верхней негабаритности

на высоте от 4001 до 5300 мм

Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы «зоны» негабаритности.

Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только по размерам его в погруженном состоянии на прямом участке пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают геометрические выносы в этих кривых расчетного вагона, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.

Сверхнегабаритный груз

Перевозка сверхнегабаритных грузо

Груз, размеры которого в погруженном состоянии превышают предельное очертание зон негабаритности, а также очертание основного габарита погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой.

Груз, следующий с контрольной рамой, должен сопровождаться опытным работником дистанции пути по квалификации не ниже дорожного (мостового) мастера. При необходимости, для сопровождения привлекаются работники и других подразделений отделения дороги (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения и др.).

Контрольная рама должна иметь два контура — основной и дополнительный.

Если в пути следования возникнет необходимость в изменении установленных контуров или устройства новой контрольной рамы, то эти работы должны выполнить работники дистанции пути. Стоимость работ указывается в грузовых документах для взыскания с получателя или экспедитора (плательщика) на станции назначения при выдаче груза.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов, расчёт производится по специальной методике
стрелка логистики
длинномерных с опиранием на один вагон

когда величина отношения длины груза к базе подвижного состава составляет более 1,41

стрелка логистики
перевозимых на сцепах платформ с опиранием на два вагона
стрелка логистики
перевозимых на вагонах (транспортерах) с базой 17 м и более
Индекс негабаритности груза

Обозначения в индексе негабаритности в перевозочных документах:

  • 1-й знак — всегда буква Н (негабаритность);
  • 2-й знак — степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.
  • 3-й знак — степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.
  • 4-й знак — степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3.
  • 5-й знак — вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8.

Отсутствие негабаритности в любой зоне, в т.ч. и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Порядок согласования перевозки негабарита
единица в логистике
Первый этап

предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки грузов на основе представленной грузоотправителем (его уполномоченным представителем) или проектной организацией заявки с приложением необходимых материалов

neon-145086_960_720
Второй этап

согласование железнодорожными администрациями (железными дорогами) технической документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов (чертежей и расчетов размещения и крепления грузов на подвижном составе)

neon-145087_960_720
Третий этап

окончательное согласование технической документации на перевозку в межгосударственном сообщении грузов больших степеней негабаритности и сверхнегабаритных на платформах и в полувагонах (грузов, которые должны следовать по согласованным с железными дорогами маршрутам), а также всех грузов, перевозимых на специальном подвижном составе - транспортерах, которое выполняет Отдел специальных перевозок Департамента управления перевозками ОАО "РЖД"

эскиз тяжеловестного груза
Эскиз погрузки негабаритного груза

К заявке на предварительное согласование перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов должны быть приложены данные о размерно-весовых параметрах оборудования или эскизы (чертежи) оборудования. В заявке указываются станция отправления и назначения, количество отправок, ориентировочные сроки перевозок.

жд негбарит кран

Эскиз изделия (блока) должен быть выполнен в трех проекциях с указанием координат центра тяжести и переломных точек (высота от основания изделия и расстояние от вертикальной оси, проходящей через центр тяжести) на виде с торца или поперечном сечении.

Если груз длинномерный, или должен перевозиться на вагоне с базой более 17 м, то на главном виде и на виде сверху должны быть дополнительно указаны расстояния вдоль продольной оси от центра тяжести до выступающих точек, которые обозначаются на всех проекциях одинаковыми буквами.

Организация перевозки негабарита
габарит железнодорожного подвижного состава

Основной задачей логистов при ж/д транспортировке является обеспечение максимальной безопасности при минимальных сроках и затратах на перевозку. С этой целью подробный маршрут также утверждается в железнодорожных компаниях. Для соблюдения техники безопасности при перевозке груза и его сохранности предусмотрено большое количество сопроводительной документации и контрольные точки, прохождение которых непрерывно отслеживается при помощи компьютерного мониторинга. Это позволяет своевременно корректировать маршрут и рассчитывать точное время прибытия. Таким образом, перевозки ж/д транспортом являются наиболее надёжным, безопасным и наименее затратным способом транспортировки негабаритного груза.

Организация перевозок всех негабаритных и тяжеловесных грузов в пределах железных дорог одного государства осуществляется железнодорожной администрацией этого государства.

Согласование перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов между граничащими железнодорожными администрациями (перевозки в соседском сообщении) может производиться на всех этапах железнодорожными администрациями самостоятельно по взаимной договоренности между ними независимо от зоны и степени негабаритности грузов, грузоподъемности и количества осей транспортеров.

Техническая документация на перевозку негабаритного и (или) тяжеловесного груза
Техническая документация на перевозку негабаритного и (или) тяжеловесного груза разрабатывается грузоотправителем на основании предварительного согласования и в соответствии с указанными при этом условиями, и должна включать
стрелка логистики

чертеж (схему) размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза и расчетно-пояснительную записку

стрелка логистики

чертеж (схему) контрольной рамы — для сверхнегабаритных грузов и грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени

стрелка логистики

схему размещения и крепления многооборотных средств крепления (далее — МСК) на транспортерах или специально оборудованных платформах в случае планируемого грузоотправителем и согласованного предварительно возврата их после выгрузки на станцию первоначальной погрузки (отправления). При этом, если по схеме крепление МСК на(-)порожнем транспортере (вагоне) такое же, как и при следовании его с грузом, то к схеме прикладывается только его описание с перечислением реквизитов крепления без расчетов

Окончательное согласование чертежей и расчетов размещения и крепления грузов, производится Департаментом управления перевозками ОАО "РЖД" (Отделом специальных перевозок). Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора).

При этом, если перевозка разовая или груз сверхнегабаритный, то в телеграмме (факсе) дополнительно указывается конкретная станция назначения и согласованный маршрут перевозки (для сверхнегабаритного груза).

Грузоотправитель, предъявляющий к погрузке негабаритный (тяжеловесный) груз, обязан:
  1. Подготовить груз к перевозке.
  2. После окончания погрузки и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза в соответствии с согласованным чертежом нанести на полу вагона (транспортера) и груза яркой несмываемой краской контрольные полосы, а также надписи на грузе с двух сторон о его негабаритности (индекс негабаритности груза с учетом расчетной) и условия пропуска груза по станциям, имеющим сортировочные горки, если это указано на согласованном чертеже.
  3. Изготовить (при необходимости) контрольную раму и установить ее на вагоне в соответствии с рекомендациями.
  4. Своевременно уведомить начальника станции о готовности погруженного на вагон (транспортер) груза к комиссионной проверке.
  5. При необходимости возврата после выгрузки многооборотных средств крепления (МСК) приложить к накладной копию согласованной схемы размещения и крепления на транспортере (вагоне).