Межконтинентальные перевозки товара часто совершаются с помощью морского транспорта и считаются наиболее выгодной доставкой в плане экономии средств. На судно можно поместить тяжёлые грузы, имеющие нестандартные параметры, автомобили, спецтехнику, производственные станки и другие товары народного потребления.

Морская перевозка, как и любая другая, связана с непрерывной ответственностью за товар, которая начиная с момента подписания договора на перевозку, продолжается до самого прибытия груза в порт назначения и передачи его в руки заказчика.

Причём груз должен быть доставлен в том виде, в котором первоначально был получен перевозчиком, с сохранением всех его функций и качества. Под ответственностью за морскую транспортировку подразумевается и сохранение целостности товара, и соблюдение временных сроков поставки, указанных в согласованных документах.

Все отношения торгового мореплавания в России регулируются в соответствии с Кодексом, который является нормативно-правовым актом в судоходстве и указывает на ответственность перевозчика за сохранность полученного груза. Также в этом документе указывается ряд причин, в силу которых ответственность с грузоперевозчика может быть снята.

Перечень условий, освобождающих грузоперевозчика от ответственности
Если утрата груза или его порча произошла в результате «форс-мажорных» обстоятельств, грузоперевозчик освобождается от обязательств по сохранению порученного ему груза. К обстоятельствам такого типа относятся пожары, затопление судна, неизбежное столкновение со встречным транспортом или другими морскими объектами, шторм, то есть последствия непреодолимой силы. Все «форс-мажорные» обстоятельства прописываются в договоре заранее. Если гибель судна или задержка поставки товара происходит в связи с наступлением таких причин, ответственность с перевозчика снимается.

В случае возникновения пожара на судне, отвечать за утрату груза будет виновник, выявленный в ходе следствия комиссией.

Бывает, что во время рейса на транспортном судне или в порту возникает забастовка персонала, мятеж, восстание. На эти события грузоперевозчик самостоятельно повлиять не может, поэтому также не несёт ответственности за порчу груза и несвоевременную доставку.

При несогласованности в действиях продавца и покупателя, неожиданном внесении изменений в условия доставки, перевозчик считается не виновным за срыв расписания рейса.

Отправителю следует иметь полную информацию об упаковке и маркировке товара, загружаемого на судно, так как их несоответствие принятым стандартам также освобождает перевозчика от ответственности за сохранность товара.

Особые детали в проведении морских грузоперевозок

Если доставка товара была произведена с задержкой, и она ничем не обоснована, то груз получает статус просроченного.
Груз, не полученный заказчиком по истечении месяца со дня его доставки в порт назначения, объявляется утраченным.
Если в пути груз сопровождается экспедитором, то вся ответственность за порчу товара и несвоевременность доставки при условии доказанной невиновности транспортной компании ложится на экспедитора.
Причинённый ущерб регламентируется Кодексом. При частичном повреждении возмещается стоимость только испорченной части товара, при полной утрате выплачивается сумма за весь груз целиком.

Дата публикации: 13.05.2016