УВАЖАЕМЫЙ, КЛИЕНТ!

Составления данного письма обусловлено необходимостью разъяснения возникающих вопросов у наших Клиентов по поводу страхования дорогостоящих грузов (более _____ рублей) при имеющимся у нас Договоре страхования ответственности Экспедитора. Это связано с тем, что действующее законодательство РФ не дает однозначной трактовки по страхованию ответственности Экспедитора, что влияет на судебную практику по взысканию ущерба со страховых компаний в случае отказа в выплате страхового возмещения.

Согласно действующему законодательству: страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом. По данному договору может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя, иначе договор признается ничтожным (п. 2 ст. 932 ГК РФ). При этом согласно п. 3 указанной статьи риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя). Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств. Страхование же ответственности Экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87 ФЗ) не предусмотрено.

Однако, застраховать риск утраты или повреждения груза возможно в рамках договора страхования груза (ст. 930 ГК РФ). Имущество страхуется в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в его сохранении. Экспедитор же является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Закона N 87-ФЗ). Благодаря такому договору Клиент получит желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в т.ч. перевозчика.

Арбитражная практика также неоднозначна. Ничтожным был признан договор страхования профессиональной ответственности Экспедитора в Постановлении ФАС УО от 01.12.2008 N Ф09-8955/08-С5. Суд указал, что из условий договора следует, что объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить реальный ущерб за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузов выгодоприобретателей в процессе осуществления деятельности в качестве экспедитора. Риск ненадлежащего исполнения транспортной компанией договора экспедиции не является предметом заключенного договора страхования. Возможность страхования риска ответственности в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств по договору перевозки или транспортной экспедиции действующим законодательством не предусмотрена. Аналогичные выводы сделаны арбитрами в постановлениях ФАС УО от 12.12.2007 N Ф09-10228/07-С5, ФАС МО от 27.04.2006 N КГ-А40/2898-06.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при повреждении, уничтожении груза для Клиента важнее всего получить возмещение причиненных убытков. В случае если перевозимый груз является дорогостоящим, возмещение ущерба силами Экспедитора может занять длительный период, поскольку разовое изъятие большой суммы из оборота компании невозможно, а время, затраченное на получение возмещения от перевозчика, в разы увеличит сроки выплаты, тогда как получение страхового возмещения (причем напрямую) Клиенту является оптимальным вариантом.

Надеемся, что данная информация пригодится Вам и поможет в Вашей дальнейшей работе при организации и осуществлении перевозок грузов.

Убедительно, просим Вас, рассмотреть возможность страхования груза.

Выражаем свою благодарность за то, что Вы воспользовались услугами нашей Компании. Надеемся на долгое, взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.