Специализированные грузовые вагоны

Специализированные грузовые вагоны – свойства и характеристики

Транспортировка грузов по железнодорожным путям осуществляется посредством вагонов. Поскольку перевозимые грузы отличаются по своим качественным, техническим характеристикам и другим свойствам, то и для их транспортировки требуются различные виды вагонов.
Специализированные вагоны, как правило, отвечают самым различным требованиям по перевозке самых разных грузов. Бывает, что даже для транспортировки одного и того же материала (например, минералов), требуются вагоны отличных друг от друга конфигураций.
Специализированный вагон имеет индивидуальную конструкцию, его форма также отвечает каким-либо определенным запросам. Обычно, такой вагон оснащен специализированными механизмами погрузки-выгрузки, а также различным оборудованием, включающим в себя всевозможные датчики, например, температуры. Особое внимание уделяется как раз механизмам погрузки/разгрузки материала, которые облегчают этот процесс и делают его для каждого отдельного груза оптимальным.
Специализированные вагоны делятся на две основных категории:
1. Модифицированные. Это обычные вагоны, которые переоборудовали таким образом, чтобы они подходили для перевозки определенного груза. Их могут обшить требуемым материалом, установить датчики и другое оборудование. И далее использовать в качестве специализированных.
2. Изначально специализированные вагоны. Такие вагоны производятся на заводе, с учетом технических заданий и определенных требований от вагона. Они сразу оснащаются необходимыми механизмами и оборудование и имеют специальную форму корпуса.

Специализированные вагоны могут иметь несколько конфигураций – это вагон – цистерна, или вагон по типу бункера. Все зависит от того, что именно перевозится в вагоне. Вагон – цистерна используется в основном для транспортировки жидкостей. А, например, для перевозки сыпучих веществ, просто необходим бункерный механизм погрузки/выгрузки. Этот тип позволяет загружать материал сверху (тип верхней загрузки), а выгружать с использованием нижнего отверстия. Такая выгрузка сыпучих материалов очень удобна, поскольку груз высыпается сам под собственной тяжестью. А вот для перевозки крупного рогатого скота применяют крытые вагоны, имеющие ярусы, для оптимизации площади вагона. Существует также категория скоропортящихся товаров, которые по железной дороге можно перевезти лишь с использованием специализированных изотермических вагонов.
Наряду со специализированными вагонами, широко применяются полувагоны. Их также существует несколько различных видов, предназначены они для разных грузов. Различают полувагоны по количеству осей (больше осей – для грузов с большими габаритами), по установленным на них механизмам. Используют полувагоны часто для перевозки полезных ископаемых. Такие грузы, как торф загружают и выгружают с помощью бункерных механизмов, установленных на полувагоне. А есть такое устройство, как «вагоноопрокидыватель», который крепится сбоку полувагона. С его помощью происходит удобная выгрузка полезных ископаемых (например, угля, медной руды).
Полувагоны применяют и при различных ремонтных работах на ж/д путях. Используют их для перемещения и выгрузки балласта там, где он необходим. Такие полувагоны имеют специальные дозаторы для выгрузки только определенного количества балласта.