Водный транспорт

Водный транспорт

Водный транспорт производит перемещение грузов или людей по речным потокам, озерам или морям при помощи судов той или иной конструкции (кроме сплава леса). В зависимости от того, используются ли внутренние водные артерии (реки и озера) или используются моря и океаны, водный транспорт разделяется на внутренний и морской.

Общим обоим видам водного транспорта, в отличие от сухопутного, является то, что при передвижении судов в воде приходится иметь дело с очень незначительным трением, благодаря чему один и тот же груз по воде передвигается гораздо меньшей силой, чем по суше. Но, с другой стороны, сопротивление воды при движении судна гораздо больше сопротивления воздуха, в связи с этим передвижение по воде характеризуется более низкими скоростями, чем передвижение на суше по рельсам или по усовершенствованным колесным дорогам.

Увеличение скорости при передвижении в воде требует огромного увеличения прилагаемой силы, следовательно, при применении тепловых двигателей, огромного расхода топлива, и поэтому неэкономно. В водном транспорте имеет большое значение увеличение размера судов как метод понижения стоимости перевозок. Происходит это потому, что объем судов растет гораздо быстрее, чем их поверхность, которой определяется трение, и чем поперечное сечение судов, которым определяется сопротивление воды в процессе движения судна.

Поэтому передвижение тонны груза в большом судне при той же скорости требует приложения меньшей силы, чем в малом судне, чем и удешевляется перевозка. Кроме того, потребность в персонале растет гораздо медленнее, чем объем судна, что также удешевляет перевозку. Этот технико-экономический закон выгодности роста размера судов приводит к основному различию между внутренним и морским водным транспортом.

В морском транспорте путь не ставит никаких препятствий увеличению размера судов, и они достигают колоссальных размеров (30—40—50 тыс. тонн). Такой рост размера морских судов повышает лишь требования, предъявляемые к портам и к немногочисленным морским каналам. В речном транспорте, наоборот, размер судов зависит от глубины, многоводности, извилистости и других свойств водных потоков и озер. Орудие перевозки здесь связано с путем, что приближает речной транспорт к железнодорожному.

Плавание по рекам и озерам, за исключением больших озер, происходит в условиях значительно более легких, чем на море (отсутствие сильного волнения), благодаря чему можно пользоваться судами гораздо более легкой конструкции и с менее мощными двигателями. На внутренних водных путях становится возможной буксировка, то есть помещение двигателя на одном специально тяговом судне, а груза на другом, несамодвижущемся.

На море буксировка возможна лишь в редких случаях, так как в открытом море при свежей погоде буксируемые суда легко отрываются от буксирующих и терпят аварию. Для маневрирования при сильной волне морские суда должны иметь двигатель на борту и при том значительно большей мощности, чем для того же корпуса на внутренних водных путях.

Озерное судоходство занимает промежуточное место между речным и морским по типу судов, их осадке, конструкции и отделимости тяги от корпуса, вмещающего груз.

С точки зрения экономики, важным различием между морским и речным водным транспортом является и то, что первый служит, главным образом, средством международных сношений, работает в условиях мировой конкуренции и соперничества разных стран на любых морях, в то время как речной водный транспорт обслуживает за редкими изъятиями внутренние перевозки, допускает конкуренцию большей частью лишь между судами разных владельцев в одном речном бассейне, но зато в большой мере зависит от конкуренции с железной дорогой.