Законопроект об интермодальных (мультимодальных) перевозках

Быстрое развитие новых экономических отношений в нашей стране, происходящее в конце двадцатого века, привело к полной перестройке в сфере железнодорожного, автомобильного, морского и воздушного транспорта. Продажа акций государственных компаний привела к концентрации транспортных средств у частных организаций. Таким образом из одной монолитной транспортной системы получилось множество отдельных подразделений.

Более наглядно этот вопрос можно рассмотреть на примере морского пароходства. Сегодня эта организация уже не имеет статуса централизующего управляющего органа. Все порты ведут свою деятельность разрозненно, опираясь лишь на собственные финансовые интересы. Кроме того, фирмы, отвечающие за погрузку товара, которые складируют и хранят грузы на территории порта, тоже обладают полной самостоятельностью. Государственные структуры, осуществляющие таможенный и пограничный надзор, представляют ещё один самостоятельный спектр портовой деятельности. Для обеспечения слаженной работы морского транспорта необходимо тесное взаимодействие всех этих структур.

Сложная ситуация, создавшаяся на сегодняшний день в сфере транспорта, говорит о необходимости обеспечения деятельности, связанной с грузоперевозками, соответствующим законодательством.
Ведь те нормативы, которым следуют перевозчики сегодня, были разработаны и утверждены ещё во времена Советского Союза. С тех пор произошли коренные изменения в экономике, и существующие законы потеряли свою актуальность. Для всех сегодняшних участников интермодальных перевозок необходима новая законодательная база. Попытка вынести этот животрепещущий вопрос уже предпринималась, но безрезультатно. Объясняется такое невнимание к этой проблеме тем, что процент выполнения интермодальных грузоперевозок невелик по отношению к общему грузообороту.

Интермодальная перевозка по своей организации представляет весьма сложное предприятие. В ней участвуют перевозчики разных видов транспорта и диспетчеры, работающие в совершенно разных правовых условиях, поэтому требуется согласование действий всех объектов.
Новый законопроект был недостаточно продуман и не доработан. В нём отсутствовали основополагающие принципы относительно сферы грузовых перевозок, и содержался лишь призыв к разработке документов, регулирующих транспортировку грузов с привлечением нескольких видов транспорта.
Центральное место в законопроекте было отведено необходимости договорной работы для взаимодействующих сторон. Кроме того, там содержались различные акты и типовые положения по таможенным требованиям, правилам работы операторов при интермодальных (мультимодальных) перевозках. Одним словом, законопроект был достаточно «сырым» и представлял собой простую подборку документов. Основные положения данного документа составляли ссылки на правила для участников процесса интермодальных перевозок. И даже центральные принципы их взаимодействия в законопроекте были определены нечётко, чем и завершилось дело.

Количество смешанных грузоперевозок сегодня постоянно растёт, а положения и законы, регламентирующие взаимодействия участников продолжают отсутствовать.