В международной практике

В международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:

  • деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.
  • экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за груз и перевозку в целом.

По нормам российского законодательства

Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.

Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.

Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Коренное отличие агента от экспедитора

Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.