Груз и товарно-материальные ценности, это два разных понятия
Перевозчик принимает груз, а не товар
Несмотря на то, что согласно действующему законодательства (Статья 796 ГК РФ) перевозчик отвечает за принятый груз в полном объеме, при передаче товара указанному покупателем перевозчику, перевозчик принимает груз, а не товар.
Сама процедура приемки производится по грузовым местам или как еще принято называть по грузовым транспортным единицам.
Приём товарно-материальных ценностей, это отдельная услуга
Прием товара экспедиторской компанией, как ТМЦ это услуга. Заключен ли договор об оказании данной услуги между покупателем и ТЭКом, поставщика в данном случае волновать не должно. Как любая услуга она может быть платной или безвозмездной.
Виды грузовых единиц
Грузовая единица — это некоторое количество товара, который погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Можно выделить два основных вида грузовых единиц:
- первичная грузовая единица — груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;
- укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре.
Первичная грузовая единица проходит каналы товародвижения, как правило, без переформирования, т.е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитерской фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузовая единица, сформированная из ящиков с конфетами на этой же фабрике, на какой-либо стадии товародвижения, скорее всего, будет расформирована, возможно, при подборе ассортимента у первого же оптовика.
Оформление транспортной накладной
При оформлении ТН перевозчику предоставлено право вносить в транспортную накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
- В частности, «Груз принят по количеству грузовых единиц без внутренней проверки».
Естественно оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр ТТН, остающийся у грузоотправителя.
Наличие данных оговорок не снимает с перевозчика ответственность за утрату части или всего груза, но существенно увеличивает шансы при решении спорных вопросов внутритарной недостачи. Естественно, при условии, что упаковка грузовой единицы не имеет повреждений (не нарушена).