Какой срок исковой давности в транспортно-экспедиционной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Почему исковая давность 1 год, а не 3 года?

Статья 13. Исковая давность — пояснения этого при составлении проекта закона:

1. Исковой давностью согласно ст. 195 ГК РФ признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. Пунктом 1 ст. 197 ГК РФ предусматривается, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.


До принятия комментируемого Закона к требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, применялся общий срок исковой давности — три года.

Срок же исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, в соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ установлен в один год.


Комментируемой статьей срок исковой давности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен в один год.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, установление с принятием комментируемого Закона сокращенного срока исковой давности для заявления требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, — решение одной из проблем, не урегулированных законодательством Российской Федерации.


В обоснование необходимости установления сокращенного срока исковой давности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, в пояснительной записке к законопроекту приведено следующее:

  • Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, т.к. именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику;
  • Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками.

В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.

Исходя из смысла разъяснения, данного в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»*(64), установленный комментируемой статьей сокращенный срок исковой давности — один год — применяется к тем искам, срок предъявления которых, предусмотренный ГК РФ, — три года — не истек до дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. до 3 июля 2003 г.