Логистика во время войны

Чисто военный оттенок истоки логистики имели уже в глубокой древности.

  • Логистика включала в себя все то, что было необходимо для боя, передвижения и жизни, например, транспортные средства, медикаменты, оружие и продовольствие.

Вплоть до Второй Мировой войны логистика оставалась исключительно военной сферой деятельности. В операции «Оверлорд» в Нормандии логические стратегии привели к конфликту глобального масштаба.

Логистика снабжения наступающих войск в Нормандии

Логистика снабжения наступающих войск в Нормандии
Искусственные порты «Малберри»

После высадки первых десантников на берегах Нормандии успешную наступательную операцию требовалось поддерживать ресурсами. Для такой операции потребовалось более двух миллионов солдат, оснащённых оружием, боеприпасами, продовольствием и одеждой, а также сотни тысяч транспортных средств, палаток и медицинского персонала.
Доставка такого количества людей и материалов с корабля на берег во время борьбы с волнами, приливами и течениями представляла собой огромную логистическую проблему.

У союзных войск был печальный опыт 1942 года по высадке в порту Дьеппе и он показал, что при захвате хорошо защищённого порта неизбежны крупные потери. Поэтому при разработке высадки войск в Нормандии от захвата укреплённых портов командование отказалось.

Союзники привезли искусственные гавани с собой.

Искусственные порты «Малберри»

Логистика во время войны
Искусственные порты «Малберри»

Чтобы доставить людей и оборудование и обеспечить всем необходимым, британские инженеры спроектировали и построили два уникальных морских сооружения.

  • Это искусственные порты — «Малберри» (англ. — «шелковица»).

Через них было высажено более 2,5 млн людей, доставлено порядка 500 тысяч единиц техники и более 4 млн т материалов.

За круглыми волнорезами находилась сложная система плавучих причалов, выполненная из бетона, закреплённых на морском дне.

Искусственные гавани «Малберри»
Остатки погружных понтонов Малберри

Почти 200 военных кораблей и десантных судов бросили якорь в гаванях Малберри в первую неделю, отправив 12 военных дивизий, или около 180 000 человек, прямо на вражескую территорию.

19 июня 1944 года шторм навсегда вывел из строя Малберри-Харбор, используемый американскими вооружёнными силами.

Но британская Малберри-Харбор продолжала служить союзным войскам ещё 10 месяцев, пока они освободили все французские порты от немецкого контроля.

Снабжение топливом

Армейская техника, танки, машины и авиация требовали постоянного снабжения топливом, в огромных количествах. Для снабжения наступающей группировки англичане разработали и построили трубопроводы по дну Ла-Манша.

  • Эта операция называлась PLUTO (Pipeline Under The Ocean — «трубопровод под океаном»)

Специально для них были разработаны несколько вариантов трубопроводов из свинца, металла и комбинированные с бумагой и смолой. Трубопроводы наматывались на бобины больших размеров и как кабель укладывались в проливе Ла-Манш.

Высадка в Нормандии

На восточном фронте уже три года вела Красная Армия ожесточенные бои с немцами.

Одним из крупнейших в истории морских десантных вторжений стала операция «Оверлорд».

Одна ее часть под кодовым названием «Операция Нептун» была направлена на то, чтобы облегчить восточный фронт. Чтобы проложить путь сухопутным войскам, воздушный десант высадился на полуострове Котантен ранним июньским утром 1944 года.
На побережье Нормандии, на пляжах длиной 80 км, 6 июня высадились три пехотные дивизии в американском секторе, а немного позже — три другие дивизии в англо-канадском секторе. Битва была тяжелой и нанесла серьезные потери.

Но у солдат была еще невыполненная задача:

  • войска должны были продвинуться как можно быстрее к городам Карентан и Байе, прорвав оборону так называемого Атлантического вала.
Битва за Нормандию

Впоследствии началась битва, известная как сухопутная компания Оверлорда, или битва за Нормандию.

Целью союзных армий в этой битве было расширение и укрепление плацдарма в оккупированной Франции.

Они добивались освобождения Парижа, но для этого надо было завоевать основные северо-западные порты Франции и продвинуться вглубь страны.

Способствуя поражению нацистской Германии и в сочетании с советским наступлением на восток, союзные войска продолжили свое наступление из Парижа, чтобы оттеснить немцев через Сену, угрожая напрямую завоеванию территории Германии.

Логистика СССР в годы ВОВ

Если вас интересует логистика в годы Великой Отечественной войны, предлагаем посмотреть ряд документальных фильмов об этом

  • https://youtu.be/RzRvNDMisb0 — Логистика во время ВОВ
  • https://youtu.be/CXuobx9QELU — О работе железнодорожниках во время войны. «Эшелоны на Берлин»
  • https://youtu.be/m8me8-FVI-g — «Поезда нашей победы». Железнодорожники на Великой Отечественной войне