О налоговых рисках

Реалии сегодняшнего времени, как никогда ранее, заставляют участников бизнес-сообщества задуматься над реализацией грамотной политики, направленной на минимизацию налоговых рисков. Данный вопрос гораздо более актуален сейчас, чем еще несколько лет назад, в связи с тем, что у ФНС России созданы федеральные Центры обработки данных (ЦОДы) и СУР АСК НДС-2.

  • В конце 2016 года были приняты ряд законов, резко увеличив субсидиарную ответственность лиц, принимающих решения в организации (учредитель, генеральный директор, главный бухгалтер, финансовый директор) личным имуществом перед бюджетом.

Создание ЦОДов для автоматизированного контроля НДС

Создание ЦОДов позволило налоговому ведомству реализовать автоматизированную систему контроля за НДС, которая не имеет аналогов в мире.

  • Теперь вся электронная налоговая отчетность по НДС агрегируется в единый национальный файл в централизованной базе данных ФНС России.

Как утверждает сама ФНС, это минимизирует возможность применения незаконных схем уклонения от уплаты налогов. Длительные выездные налоговые проверки теперь далеко не единственный и не самый эффективный способ выявления сомнительных схем. Использование в ЦОДах технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-однодневок, не исполняющих свои налоговые обязательства. Алгоритм программного комплекса построен по принципу зеркальности отражения операций у покупателя и продавца. То есть, если компания заявляет вычет налога, значит её контрагентом (контрагентами) в бюджете должен быть сформирован источник.

Внедрение системы АСК НДС-3

С 2017 года в ФНС России начато внедрение системы АСК НДС-3, которая объединила в себе не только контроль документооборота счетов-фактур (по знакомой уже системе АСК НДС-2), но и данные по движению денежных средств на счетах банков, Росфинмониторинга, базы ГИБДД, Росреестра, ЗАГС и т.д. Налоговые органы все лучше и лучше начинают администрировать НДС в рамках камеральных и выездных налоговых проверках за период начиная с 2015 года. У многих налогоплательщиков налоговые проверки, затрагивающие данный период, еще впереди.

Если у вас есть что взять, вы можете быть крайними

О налоговых рисках
О налоговых рисках

Как известно, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Однако налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.

В целях повышения собираемости налогов, всем территориальным подразделением даны методические указания: при выявлении схем неуплаты НДС, предъявлять ее конечному выгодоприобретателю в цепочке (с кого есть «что взять»). И неважно на каком звене это произошло. Судебная практика уже начала отражать стремление государства пополнить дефицитный бюджет, и не учитывать даже то, что документами налогоплательщик вроде бы «прикрылся».

  • Налог на добавленную стоимость, в отличии от налога на прибыль, является косвенным налогом, и его неуплата со стороны поставщика (при одновременном возмещении из бюджета) приравнивается к неуплате со стороны клиента (а в рамках УК РФ называется «фальсификацией декларации»).

В зоне риска доначисления налогов грузоперевозки

АТИ поиск грузов
О налоговых рисках

Самой большой отраслью экономики, задействованной в уклонении уплаты НДС, является автомобильные перевозки грузов.

Должная осмотрительность, т.е. заключение договора с реальной организацией, в транспортных услугах не играет роли, т.к. грузоотправитель (заказчик услуг) нанимает как правило не «прямого» перевозчика, а посредника, и это налоговая инспекция легко выявляет. А учитывая, что в графе «Перевозчик» многие грузовладельцы указывают не владельца транспорта, налоговые органы имея доступ к базе ГИБДД, ставят под сомнение «реальность» перевозки на основании неверно заполненной первичной документации.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги входят в число наиболее рискованных, с точки зрения налогоплательщика, в части подтверждения затрат и вычета НДС.

Условия, содержащиеся в Вашем договоре перевозки, не защищают Вас от налоговых последствий, и с большой долей вероятности этим пользуются Ваши контрагенты-перевозчики.

Как минимизировать налоговые риски ?

Предлагаем Вам рассмотреть более прозрачный и простой для администрирования способ избежать убытков в виде отказа в возмещении НДС при работе с поставщиками транспортных услуг, а также выявить недобросовестных из них уже на этапе отбора контрагента.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция). Концепция, как следует из ее содержания, разработана в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок осуществляется по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Основными критериями для самостоятельной оценки рисков являются:

1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Данный критерий может использоваться налогоплательщиками и при проведении процедуры самостоятельной оценки при отборе и мониторинге контрагентов.

В силу Приложения №2 к приказу суммы налоговых вычетов признаются налоговыми органами значительными, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89%. При этом, в среднее значение включаются и экспортеры, а также компании, применяющие пониженную ставку НДС. Чем ниже доля возмещения НДС, указанная в декларации, тем выше доля денежной уплаты его в бюджет.

В случае автомобильных перевозок, уровень возмещения НДС поставщиком услуг намного ниже среднеотраслевого уровня:

1.Экспедиционная компания (посредник). По статистике в РФ 80% большегрузного транспорта зарегистрировано на физических лиц (без НДС). Следовательно, привлекая их напрямую (без применения схемы) с участием «фирм-однодневок», посредник не может иметь долю вычета НДС более 20%. При этом все реализации должны быть отражены в разделе 9 декларации, чтобы исключить агентскую схему.

2.Перевозчик (владелец транспорта). Среднестатистическое транспортное предприятие на ОСН возмещает НДС с не более 65% затрат (ГСМ, ремонт, лизинг), и соответственно в стандартной ситуации не может иметь долю вычета НДС больше.

  • При использовании транзитных схем недобросовестным поставщиком, доля возмещения НДС в декларации будет не ниже 90%. Для исключения постоянных дискуссий с каждым поставщиком о причинах превышения, предлагаем зафиксировать предельный уровень возмещения (вычета) НДС в договоре в размере не более 70% начисленного налога.
Процедура контроля
  1. Ежеквартально, после 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, у Поставщика запрашиваются: налоговая декларация по НДС (с выпиской из раздела 9) с отметкой о принятии ИФНС и п/п об оплате НДС с отметкой банка в сумме 1/3 от указанной в строке 200 декларации.
  2. По формуле строка 120 / строка 118 * 100% рассчитывается налоговая нагрузка (доля вычета) по НДС.
  3. В случае превышения размера фактической доли над размером доли, установленным в договоре, принимается решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества.

Полагаем, что данный механизм проверки позволит выявить и исключить недобросовестные действия со стороны поставщиков услуг, свести налоговые риски компании к минимуму, а также подтвердить налоговым органам должную осмотрительность при выборе и работе с поставщиками. На наш взгляд, налоговые последствия несоизмеримы с возможными возражениями со стороны Ваших поставщиков либо сотрудников, отвечающих за их привлечение.

Включите в договор с перевозчиком

Исполнитель обязан в пятидневный срок с момента поступления запроса Заказчика, но не ранее 1 числа месяца, следующего за месяцем сдачи отчетности, направить последнему: заверенную копию налоговой декларации по НДС с отметкой о принятии ИФНС; п/поручение с отметкой банка об оплате НДС в размере 1/3 от указанной в строке 040 декларации суммы; выписку из раздела 9 книги продаж по выставленным в адрес Заказчика реализациям.

Клиент вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке, если:

Доля вычетов по НДС превышает 70% от суммы начисленного с налоговой базы налога (строка 190 /строка 118 * 100%), при этом доля вычетов по НДС может превышать 70 % в случае:

а) оказания услуг по международным перевозкам (раздел 4 декларации) в объёме более 20 % от общего числа перевозок;
б) инвестиционных затрат (стр. 120 или 130 раздела 3 декларации), когда превышение порога вызвано возмещением НДС от них.

Присутствует расхождение данных выписки из раздела 9 налоговой декларации по НДС с данными учета Заказчика.