Негабаритные грузы, что ими считается?

У каждого вида транспорта существуют свои габариты подвижного состава в пределах которого обычно размещается груз. Однако есть грузы которые не умещаются в стандартных размерах, для их перевозки требуется получить специальное разрешение и/или применять специализированный подвижной состав. 

Для автомобильных дорог, это могут специализированные платформы самоходные или с тягачом. 

Железнодорожные перевозки могут осуществляться обычными вагонами, платформами или специальными.

Негабарит морским транспортом доставляется на открытых палубах, есть варианты перевозки в открытых контейнерах.

Авиа перевозки всегда ограничены или авиационным контейнером (палеттой), либо грузовым отсеком самолёта. Есть вариант перевозки груза прикреплённого сверху. Так транспортировали аппарта «Буран».

Железнодорожные габариты подвижного состава

Габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава):

Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.


Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м.

Примечание — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.

При железнодорожных перевозках необходимо учитывать геометрический вынос железнодорожного подвижного состава:

Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.

Примечание — Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами — наружным.

Всё про габариты на железной дороге, рисунки, описания и схемы можно прочитать тут.

Негабаритные перевозки автотранспортом

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ПДД РФ, 23. Перевозка грузов

Негабаритные перевозки регулируется множеством нормативных актов. Помимо непосредственно ПДД, к ним относятся:
Крупногабаритное транспортное средство —

транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства Постановление правительства №272 от 15.04.2011 года.

Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон.

Сопроводительная ведомость составляется в 3 экземплярах (оригиналах) — для грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика;

Специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее — специальное разрешение),

выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) (далее — Федеральный закон).Приказ Министерства транспорта №258 от 24.07.2012 года;

Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Крупногабаритные грузы (КГ) —

грузовые места, один из размеров которых превышает льготный габарит погрузки подвижного состава железных дорог РФ по длине — 14 м; ширине (или диаметру) — 3,4 м; высоте — 3,4 м.

Тяжеловесные грузы (ТГ) —

грузовые места массой более 35 т, размеры которых менее указанных параметров крупногабаритных грузов.

Крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) —

грузовые места массой более 35 т с размерами крупногабаритного груза.

Уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) —

грузовые места массой более 100 т с размерами крупногабаритного груза.

В соответствии с требованиями п. 1.2.1 и п. 4.3.4 РД 31.11.21.16-96 грузоотправитель
должен обеспечить разработку «Информации о грузе» и, на ее основе, проекта морской перевозки КТГ. Для этого грузоотправитель заблаговременно направляет перевозчику и/или разработчику проекта перевозки КТГ «Информацию о грузе», заполненную в соответствии с требованиями приложения 1 РД 31.11.21.16-96 и дополненную следующими сведениями:

— условия перевозки груза (в трюме или на верхней палубе) и способ его укладки;

— условия перегрузки и хранения;

— технологическая последовательность производства работ по частичному демонтажу груза;

— транспортные чертежи общего вида груза с указанием массогабаритных характеристик, центра массы, мест строповки при перегрузке и наложения найтовов при креплении, формы опорной поверхности, опорных конструкций и приспособлений;

— другие сведения, определяемые спецификой груза.

«РД 31.11.21.24-96. Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)» (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44)

Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части:
  • исправности тары и упаковки;
  • наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
  • отсутствия течи жидких грузов в таре;
  • соответствия тары нормативным документам;
  • наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
  • отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
  • отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.
При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

а) возможность его смещения под воздействием качки;

б) опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);

в) возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;

г) выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;

д) необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

17. По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

а) обладающие агрессивными свойствами;

б) подверженные воздействию агрессивных факторов;

г) нейтральные.

Приказ Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г. N ВР-1/п «Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов»

Авиа перевозки тяжеловесных грузов HEA и негабаритных грузов BIG
Тяжеловесный и/или негабаритный груз —

груз, места, размер, форма и/или вес которого требуют, проведения особых погрузочно-разгрузочных операций, применения специального вспомогательного оборудования при перегрузке, нуждаются в особой подготовке, например:

  • крупногабаритное оборудование,
  • трубы,
  • кабельные барабаны и катушки,
  • автомобили,
  • самолетные двигатели.

Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов производится только после согласования и получения письменного подтверждения Авиакомпании.

Тяжеловесные и негабаритные грузы подразделяются (с присвоением IMP-кодов) следующим образом:

а) BIG — негабаритный груз

при перевозке в ULD — любое место, занимающее более одной позиции ULD, либо места, требующие специального оборудования для погрузки и выгрузки;
при перевозке навалом — любое место груза, габариты которого превышают размеры, допускаемые загрузочными графиками (Loading Charts) для типа ВС, выполняющего рейс (см. п.8.2 TACT Rules IATA).

b) OHG — свисающий груз

применяется негабаритных (BIG) грузовых мест, погруженных на одну или более паллет и свешивающихся с них.

c) HEA — тяжеловесный груз

отдельное грузовое место весом 80 кг и более.

Дополнительно:

в том случае, если планируется загрузка HEA россыпью, требуется предварительное согласование с Авиакомпанией такой перевозки если вес любого места груза превышает 80 кг;
все тяжеловесные места HEA весом более 150 кг подлежат отдельному закреплению на борту ВС при их перевозке россыпью (bulk) для исключения их смещения в полете;
дополнительные ограничения при перевозках по РФ и СНГ могут налагаться техническими возможностями аэропортов.

Более подробно про авиагрузы написано тут cargo.s7.ru