Организация труда водителей
Трудовая деятельность водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
- подготовительные работы (на автотранспортном предприятии);
- транспортный процесс (движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные операции);
- заключительные работы (на автотранспортном предприятии).
Подготовительно-заключительные работы, занимая незначительный удельный вес в структуре рабочего времени водителя, являются вместе с тем важным элементом трудового процесса.Уровень их организации оказывает серьезное влияние на нервно-эмоциональное состояние водителя и существенно отражается на ходе выполнения транспортных операций и безопасности движения.
Подготовительно-заключительные работы выполняются водителями на различных участках рабочей зоны автотранспортного предприятия:
- стоянки с системой подогрева;
- заправки автомобилей топливно-смазочными материалами;
- оформления путевых документов (диспетчерская с примыкающим к ней операционным залом);
- контрольно- технической проверки.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова в случае необходимости автомобиля технической помощи, а также дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта) и клиентуры.
При выполнении транспортного процесса единые нормы предусматривают рациональную организацию, которая обеспечивает:
- оптимальные режимы движения автомобиля (автопоезда) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных моделей подвижного состава при перевозке соответствующих грузов;
- правильное размещение грузов в кузове, способствующее максимальному использованию силы инерции (наката)и облегчению движения автомобиля.
Перед выездом на линию водитель на участке стоянки и подогрева осматривает и принимает автомобиль (прицеп, полуприцеп), проверяет наличие комплекта инструментов и приспособлений, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации подвижного состава на линии.