История правового закрепления перевозки грузов

Перевозка грузов, по закону, перевозка грузов по суше, морю или воздуху. Соответствующий закон регулирует права, обязанности, ответственность и иммунитеты перевозчика и лиц, пользующихся услугами перевозчика.

Первыми были договоры на водную перевозку грузов

До развития железных дорог наиболее заметным видом транспорта был водный. Сухопутная перевозка грузов была относительно медленной, дорогостоящей и опасной. По этой причине право, регулирующее морскую перевозку грузов, сформировалось гораздо раньше, чем право, регулирующее внутреннюю перевозку. Доклассические греческие города-государства имели хорошо разработанное законодательство, регулирующее морскую перевозку грузов, наряду со специализированными коммерческими судами для урегулирования споров между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями. Морское право острова Родос они достигли такой известности, что часть их была внесена, много веков спустя, в законодательство Юстиниана.

В римском праве договор перевозки не приобрел статуса отдельной договорной формы; юристы (юридические консультанты) рассматривали его в рамках известных им договорных форм, таких как депонирование и аренда услуг или товаров. Специальное регулирование существует лишь в том, что касается ответственности перевозчика: судовладельцы ( nautae) наряду с трактирщиками и конюхами несли безответственную ответственность за уничтожение или повреждение товаров пассажиров. Тем не менее они могут быть освобождены от ответственности, доказав, что эта потеря была вызвана непреодолимой силой.

В английском общем праве принципы, применяемые к отношениям между перевозчиком и его клиентами, восходят к тем временам, когда не существовало ни железных дорог, ни каналов. Независимо от того, повлияли ли они на римское право или появились совершенно независимо, ранние английские решения налагали на перевозчиков обязательство не только перевозить товары, но и перевозить их безопасно и доставлять их в хорошем состоянии владельцу или его агенту.
Перевозчик всегда несет ответственность за утрату груза, а также за любой ущерб, причиненный грузу, если только он не может доказать, что утрата или повреждение груза явились результатом исключенной причины.

Французский Гражданский Кодекс

В странах гражданского права договор перевозки впервые обрел четкую форму в начале XIX века. Французский Гражданский Кодекс в 1804 году, следуя Романистской традиции, договор перевозки все еще рассматривался как разновидность договора найма услуг и в дальнейшем на перевозчиков возлагались те же обязательства, что и на депозитариев.

Однако французский коммерческий кодекс 1807 года установил особый правовой режим для профессиональных перевозчиков, сделав договор перевозки отдельной договорной формой.

Во Франции и в большом числе стран, следующих французской системе, договор перевозки требует наличия трех необходимых элементов: перевозки, контроля за операцией со стороны перевозчика и профессионального перевозчика.

Перевозчики в английском и американском праве

В английском и американском праве общие перевозчики отличаются от других перевозчиков. Общий перевозчик-это тот, кто считает себя готовым перевозить товары для широкой публики за плату или вознаграждение.

В Англии перевозчиками товаров по суше, которые не классифицируются как общие перевозчики, называются частные перевозчики.

Перевозчиками товаров по морю или по внутренним водным путям, которые не классифицируются как общие перевозчики, могут быть: публичные перевозчики, а именно профессиональные перевозчики, которые не считают себя готовыми обслуживать широкую общественность, или лица, которые перевозят товары попутно к своему основному предприятию или только для одного грузоотправителя.

В Соединенных Штатах проводится различие между обычными перевозчиками, контрактными перевозчиками и частными перевозчиками. Лицо, которое берет на себя обязательство перевозить груз конкретных физических лиц, а не широкой общественности, является перевозчиком по договору.

Лицо, которое перевозит свой собственный груз, является частным перевозчиком.

Перевозкой занимаются как обычный перевозчик, так и контрактный перевозчик как бизнес.

Основное различие между ними заключается в том, что общий перевозчик стремится привлечь широкую общественность к участию в перевозках, в то время как перевозчик по договору не стремится обслуживать широкую общественность. Точная граница между обычной перевозкой и перевозкой по договору не всегда ясна.

Человек может быть обычным перевозчиком, хотя он ограничивает виды грузов, которые он готов перевозить, вид транспорта или маршрут, по которому он готов перевозить. Он является общим перевозчиком только в той мере, в какой он считает себя готовым перевозить товары для общественности.

Полностью всю статью в оригинале можно прочесть на сайте britannica.com