Система противодействия откатам

Из-за откатов предприятия теряют немалые средства. Откат это взятка ответственному лицу на предприятии за лоббирование интересов чужой компании. Чужая компания включает откат в себестоимость своей продукции или услуг, а предприятие покупает продукцию по завышенным ценам. Маржа между завышенной ценой и средней ценой на рынке идет непосредственно в карман ответственного работника откатополучателя.
Больше всего откатов берут подразделения предприятия, напрямую связанные с приобретением сырья, товаров или услуг.

Классический пример отката

система противодействия откатам
  • Отдел снабжения за определенную мзду покупает сырье или материалы у «своего» поставщика, цены у которого отнюдь не минимальные.
  • Точно так же отдел маркетинга может заказывать не самую дешевую рекламу в агентствах, которые отстегивают ответственным за маркетинг лицам небольшой процент от стоимости заказа рекламы.
  • Технический отдел может лоббировать «своего» поставщика техники, технологи утверждают модели товаров или рецептуры продуктов с деталями или ингредиентами тех поставщиков, которые пообещали им откат в случае постановки на производство.
  • Отдел кадров и отдел по персоналу берут откаты за помощь в устройстве на работу.
  • Отдел логистики лоббирует «свои» транспортные компании, также получая от этого мзду.
  • Как ни удивительно, но отдел продаж тоже может брать откаты. Это могут быть как откаты от оптовых покупателей за «выбивание» менеджером отдела продаж более выгодных условий поставки, так и тайное «предоставление» менеджером эксклюзивного права работать на определенной территории дистрибуции. Начальству менеджер поясняет, что никто, кроме одного дистрибьютора, не хочет работать по данной территории, и кладет себе откат в карман от «эксклюзивного» дистрибьютора, умело «отшивая» других возможных контрагентов.

Как определить, что сотрудник берет откат?

При сравнительно небольшой зарплате сотрудник не только не совершает попыток уйти с насиженного места, но к тому же находит средства на дорогую одежду и заграничные путешествия.

«Откатные» переговоры преимущественно ведутся на нейтральной территории, поэтому сотрудник проводит много времени «в полях», а не на рабочем месте в офисе.

Определенный вид сырья или услуги долгое время приобретается только у одного единственного поставщика, а ответственный сотрудник даже не удосуживается предложить других поставщиков или хотя бы при резком повышении цен контрагентом сделать мониторинг цен аналогичных услуг на рынке или в порядке тендера.

Что нужно сделать для противодействия откатам
  • Заработная плата работникам не должна быть меньше среднего уровня по отрасли.
  • Сотрудники должны делать постоянный мониторинг контрагентов и предоставлять отчеты со сравнениями цен.
  • Частично такие отчеты должен проверять независимый эксперт.
  • Руководство ключевых поставщиков желательно знать лично. Не подписывать договора через сотрудников, не видя руководства контрагента.
  • Время от времени проводить ротацию кадров, чтобы один и тот же сотрудник не находился несколько лет подряд на ответственной должности, отвечающей за закупки.
  • При возможности время от времени проводить внутренний аудит в подразделениях.