Построение процессов в транспортно-экспедиционной компании
Предложения для развития транспортно-экспедиционной компании.
- Работа с клиентами,
- Перевозчиками,
- Бизнес-схемы,
- Структура экспедиторской компании
Построение работы с клиентом
Общий принцип работы экспедиторской компании.
- Экспедиционный бизнес является посредническим бизнесом.
Его схема следующая:
Компания (ООО, ИП) получает заявки на грузовые перевозки от грузоотправителя и подбирает под эти перевозки транспортное средство.
Законодательно этот вид деятельности регулирует Гражданский кодекс Глава 41 Транспортная экспедиция

Общая схема работы с клиентом в транспортно-экспедиторском бизнесе (на схеме показан бизнес-процесс БП-002 только касаемый автоперевозок). Успешное развитие компании зависит от каждого подразделения т.к. они все работают на предоставляемый сервис.
- Коммерческий департамент (Отдел продаж) — является лицом компании которое первым видит клиент;
- Отдел логистики оказывает непосредственно услугу;
- Бухгалтерия — это часть сервиса ТЭК от которой зависит сроки предоставляемых счетов и чёткость в бухгалтерском документообороте.

Необходимо плотное сотрудничество производства и Коммерческого департамента.
Производство формирует заявки на привлечение клиентов в других городах, для обратных грузов, с помощью которых будут возвращаться машины.
Также необходимо привлечение новых клиентов, которые используют другой подвижной состав. Рефрижераторы, Газели, 36м3,120м3, Изотермические машины и т.д
Развитие клиентов
Коммерческий департамент по привлечению клиентов в данной статье не описывается т.к. ему посвящены другие статьи на нашем сайте.
Клиентский менеджер (КАМ) Коммерческого департамента ведёт таблицу позволяющие видеть внедрение в клиента и использование услуг транспортно-экспедиционной компании.
КАМ по транспортной логистике ведёт похожую таблицу для планов по развитию клиента

Бизнес-процесс работы управления транспортной логистики
После заключения договора с клиентом его передают в производство или лучше в отдел клиентского обслуживания. За каждым клиентом закрепляется отдельный специалист решающий его вопросы.
В целях безопасности он же может получать заявки на перевозки и передавать их безликие в информационную систему для отдела логистики.
Дополнительно такая система позволяет выявить узкие места в перевозках. Получить заявки которые не могут закрыть и тем самым принять меры к устранению вопроса нехватки транспортных средств.

Экспедиция схема
Полная схема работы экспедиторской компании с отделами и функционалом.

Естественным продолжением офисной диспетчерской службы является наличие на складах погрузки контролёров-пересчётчиков (контролёров-экспедиторов), в задачи которых входит отслеживание, и информирование логистов офиса ответственных за работу с конкретным клиентом по каждому случаю прихода и ухода машины, контроль за состоянием транспортных средств, состоянием груза, подготовленного к погрузке, качеством погрузки, пересчёт товара при погрузке.
Именно эти люди могут вовремя сообщить в диспетчерскую службу обо всех проблемах, связанных с неприбытием грузовика на погрузку, о плохой упаковке товара, неготовности его к перевозке и т.п.
Кроме данных функций может привлекать транспорт, находящийся на терминал от других компаний. Данные сотрудники работают не у всех клиентов, а по необходимости во всех остальных случаях экспедитором выступает водитель.
Отдел по работе с перевозчиками
Задача отдела по работе с перевозчиками наполнять базу экспедиторской компании компаниями исполнителями заявок.
- Этот отдел находится в постоянном поиске новых партнёров на транспортировку грузов клиентов.

Специалист по ценообразованию
Отдельная должность специалиста по ценообразованию стоит ввести для чёткой работы двух отделов:
- Продаж — для формирования цен для клиентов;
- Логистики — для формирования тарифов для перевозчиков.

Работа Call-центра
Задача колл-центра постоянно держать связь с перевозчиками которые работают с компанией.

Специалист по договорам
Специалист по договорам ведёт всю договорную работу с перевозчиками. Ведёт первичную проверку перевозчика. Проверяет на наличие арбитражных дел, сверяет учредительные документы их соответствию нормам и законодательству.

Специалисты по работе с перевозчиками
Каждый специалист может быть направлен на работу со своей категорией перевозчиков. Если компания оказывает комплексные услуги, то кроме авто перевозчиков ведёт работу с другими видами транспорта.

Региональная структура
Поиск обратных грузов – один из рычагов снижения стоимости перевозки.
Существенно облегчает эту задачу наличие собственной сети региональных представителей и филиалов.
В этом случае возможностей создания работоспособных кольцевых маршрутов значительно больше. Филиалы и представители позволят находить встречные грузы или организовывать кольцевые грузы. Там где нет в настоящее время существующих филиалов компании, целесообразно выбрать модель экспансии в регионы на основе модели внедрения регионального представителя, данная модель является самой экономичной и рентабельной моделью выхода в регионы.
Представитель будет представлять интересы компании, как у клиентов, так и будет выполнять функцию специалиста по привлечению транспорта. В дальнейшем при условии успешного развития региона, можно открывать представительство, либо филиал с арендой офиса и набор персонала.
Для привлечения клиентов в центральном офисе считаю целесообразным в коммерческом департаменте ввести должности менеджеров по продажам в регионах. Данные сотрудники будут вести поиск клиентов в регионах, и привлекать данных клиентов к работе. С последующей передачей в производство. В дальнейшем для поддержания связи с клиентом будет привлекаться местный представитель, а при открытии филиала функции по продажам услуг будут переходить менеджерам по продажам на местах.
Ввод новых представителей в регионах необходимо будет производить постепенно, анализируя собственные транспортные потоки. При потоках авто в регионы, в наиболее востребованных регионах коммерческие представители из центрального офиса привлекают клиентов и вводятся представители по логистике, которые будут вести работу с клиентом на месте (представительские функции) и привлекать местных перевозчиков для увеличения поставки машин клиентам.
В Москве и С.Петербурге представителей не будет, а будут Специалисты по привлечению транспорта, которые будут активно привлекать автоперевозчиков.
Представители на первом этапе необходимы будут в областях окружающих Москву и С. Петербург для «поднятия» местных перевозчиков для наполнения ими этих городов, также необходимо привлекать в областях «спутниках» двух столиц клиентов, для того, что бы машины шли загруженными. Кроме того машины идущие из регионов в близлежащие области будут грузиться грузами клиентов и идти в Москву( Питер) для максимального наполнения Москвы(Питера) привлечённым транспортом. Что позволит снижать дефицит транспорта, присущий автоперевозкам, особенно в пиковые сезоны.
Развитие и работа в регионах
