Оптимизация транспортных затрат

Современный рынок требует постоянного повышения эффективности, одна из сфер сокращения затрат и повышения производительности, это транспортная логистика.

  • В данной статье мы приводим примеры оптимизации транспортных затрат при выборе внешней и собственной транспортировки на примере расчётов.

Сегодня для компаний, стремящихся к управлению своей стоимостью, основной акцент в улучшениях, перемещается из сферы рекламы и брендов в сферу более качественного сервиса. Как показывает опыт ведущих компаний, это всегда оптимизация сферы логистики.

Компания, которая лучше организована, имеет преимущества перед более мощным и крупным конкурентом.

Анализ основных процессов логистики компании

Процесс оптимизации транспортных затрат в компании начинается с анализа существующей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее изменению. Чем обширнее рынок сбыта компании и поставок комплектующих, тем выше у нее транспортные расходы и риски их неэффективности. Оптимизация включает анализ текущей логистической стратегии и внесение поправок в неё.

Анализируются следующие аспекты транспортно-логистической системы компании

  • Транспортная логистика исходящая и входящая
    • Способы транспортировки грузов
    • Выбор типов и моделей транспортных средств
    • Расчёт целесообразности использования собственного или привлечённого транспорта
    • Выбор транспортных компаний и других логистических посредников
  • Логистика снабжения и распределения
    • Транспортные расходы по доставке товара от поставщиков в аналитике по каждому поставщику с разбивкой на транспортные группы
    • Планировка складских терминалов с расчётом складских расходов и перемещение товара по входящей и исходящей поставке
  • Таможенная логистика при покупке товара за границей или при поставке готовой продукции за рубеж
    • Анализ кодов ТН ВЭД и затраты на таможенные операции
    • Планирование маршрутов по пересечению границы с учётом загруженности таможенных постов, на которых происходит задержка
    • Анализ перепробега транспортных средств при отклонениях на СВХ и иные таможенные операции

Оптимизация транспортных затрат при выборе внешней и собственной транспортировки

Автоматизация процесса обработки заявок от клиентов
Оптимизация транспортных затрат

Из опыта различных компаний известно, что затраты на транспортировку могут доходить до 40 % в общих издержках предприятия, поэтому даже незначительные улучшения в этой сфере приводят к серьезному повышению прибыльности.

Часто возникающие ситуации в оптимизации транспортных затрат касаются выбора способа транспортировки внешними перевозчиками либо выбора между транспортировкой внешней и собственной.

Иногда компании, принимая решение о выборе перевозчика либо же о перевозках собственным транспортом, действуют исходя из практической интуиции, а не экономических расчетов.

При этом понятно, что владельцам грузов важен не только сам факт доставки товара без лишних материальных потерь в конечный пункт – это должно быть сделано в установленные сроки и с гарантированным качеством доставки. Все эти факторы должны быть учтены в комплексе.

Основным принципом оптимизации затрат в логистике является комплексный подход – это означает, что затраты рассматриваются суммарно: затраты по закупке и поддержанию запасов, транспортировке и экспедированию, хранению и обработке грузов.

Если не учесть в расчёте одну из составляющих логистики, возможна ситуация, когда вы сэкономите на одном из этапов, но перерасход на других перекроет всю достигнутую экономию.

Поэтому для решения по оптимизации затрат при выборе способа транспортировки необходимо иметь информацию, которая касается прогнозов годовых объёмов продаж продукции, прогноза средних цен (закупочных и цен реализации), стоимости затрат на транспортировку, среднего размера запаса и стоимости его хранения на складе. При наличии такой информации для различных видов транспортировки наши расчёты будут выглядеть следующим образом.

Методологической основой расчётов является разделение затрат предприятия на постоянные и переменные.

В системе учета затрат, применяемой по российским стандартам бухгалтерского учета, такая классификации затрат практически не используется. Это управленческий формат классификации затрат. Кроме того, для возможности принятия таких решений необходимо также применять процессный подход в отнесении затрат, то есть кроме традиционного в бухгалтерии разделения затрат на производственные, коммерческие и управленческие затраты, необходимо вести учет затрат по отдельным функциям и процессам.

Пример расчёта транспортных затрат в логистике

Предположим, производитель высокотехнологичной продукции, имеющий порядка 100 клиентов в год, среднегодовой прогнозный объем продаж 2500 единиц продукции и цену $6000 за единицу, рассматривает два варианта доставки – почтой и авиа-экспрессом.

Стоимость доставки почтой – $12 за единицу оборудования, включая расходы по таможне, в то время как авиа-экспрессом– $90 за единицу. Казалось бы, что почтовая доставка более выгодная, однако необходимо учитывать дополнительные вводные.

Клиенты оплачивают продукцию на условиях консигнации, но в случае почтовой доставки, так как доставка осуществляется в течение 6 дней, каждому клиенту необходимо поддерживать запас в размере 3 единиц продукции. При этом затраты на хранение запасов составляют 12 %.

В случае авиа-экспресс-доставки поддерживать запас нет необходимости, так как время доставки составляет 24 часа до любого места назначения.

Из анализируемых водных данных видим, что необходимый уровень запаса в случае доставки почтой будет составлять в целом по всей сети 300 единиц оборудования (100 клиентов по 3 единицы у каждого).

Расходы на поддержание складского запаса при почтовой доставке составят: 300 единиц х $6000 х 0,12 = $216 000 в год.

Транспортные расходы будут равны: 2500 единиц х $12 = $30 000 в год, общие затраты: $216 000 + $30 000 = $246 000 в год.

А в случае с транспортировкой авиа-экспрессом, из-за отсутствия затрат на хранение запаса, годовые затраты будут формироваться только из транспортных затрат и составят 2500 единиц по $90 = $225 000.

Сравнивая затраты на расходы двух вариантов доставки товара, мы видим, что в первом варианте (доставка почтой) затраты составят $246 000 в год, во втором варианте (авиа-экспресс доставка) затраты составят $225 000. Выгода второго варианты доставки составит $21000 в год.

То есть, несмотря на значительную разницу в цене транспортировки, при рассмотрении всех затрат на логистику выгодным становится вариант, привлекательность которого при первоначальном взгляде неочевидна.

Сравнение затрат на транспортировку и их оптимизация

Уроки статистики
Сравнение затрат на транспортировку и их оптимизация

Продолжая решение по этим же данным, мы можем ответить на вопрос, при каком объеме реализации компании будет выгодна доставка почтой (при этом оставляя неизменной политику по поддержанию товарных запасов на уровне 3 единиц для такой же клиентской базы в 100 клиентов), для чего надо составить простое уравнение: 216 000 + 12Х = 90Х.

Решив это уравнение, получаем, что при объеме годовых продаж 2769 единиц продукции для компании затраты первым и вторым способом доставки будут одинаково равны, а при объемах продаж свыше этой цифры затраты почтовой доставкой становятся дешевле.

Аналогичные рассуждения и расчеты должны применяться при выборе между доставкой собственным транспортом и внешним транспортом.

При расчётах затрат на доставку собственным транспортом необходимо учесть

Пять основных статей расходов на свой транспорт: возраст автопарка влияет на затраты, связанные с амортизацией по восстановлению подвижного состава, затраты на топливо, затраты на восстановление износа шин, оплата труда персонала и обслуживание автопарка.

Дополнительно нужно учесть другие затраты:

  • затраты на смазочные материалы;
  • накладные расходы;
  • «суточные» и «квартирные» водителей;
  • дорожные сборы;
  • оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ;
  • затраты на страхование;
  • на автотранспорт массой свыше 12 тонн возникают затраты на плату за систему Платон.

Затраты складирования учитываемые в транспортных затратах

Для того чтобы получить процент складских затрат, необходимо сгруппировать все затраты, возникающие при складировании, – заработная плата складского персонала со всеми налогами по заработной плате, затраты на амортизацию складских зданий и оборудования, затраты на содержание складских помещений и оборудования, включая коммунальные платежи и электроэнергию, затраты, связанные с администрированием складских работ, «усушка и утруска» материальных запасов (для некоторых материальных ценностей важным будет учесть уценку или моральный износ) и т. д.

Все эти статьи затрат, взятые за год, необходимо разделить на величину среднего запаса на складе в денежном выражении.

Если мы получили в расчете, например, 12 %, то это означает, что на каждый доллар (или рубль) хранения запаса приходится 12 центов (или копеек).

При этом если подойти к вопросу совсем правильно, к полученному по реальным затратам проценту необходимо добавить еще и процент капитальных затрат (величина упущенной выгоды от вложения средств в материальный запас, а не в альтернативную возможность использования капитала – банковский депозит) или, по-другому говоря, это стоимость капитала для предприятия.

И тогда процент затрат на хранение товарного запаса, сегодня для России, в долларовых расчетах будет равен 12 % + 6 % (7 %) = 18 % (19 %).

Рекомендации по оптимизации транспортных затрат
Роботизированная автоматизация процессов
Рекомендации по оптимизации транспортных затрат

После проведения экономического анализа должны быть учтены все остальные факторы качества доставки:

  • своевременность,
  • сохранность
  • и т. д.

Учитывая данные экономического анализа и факторы качества доставки, можно провести оценку и собственного транспортного хозяйства.

  • Принимая решение, учитывайте не только общие расходы на транспортировку, а также запаздывания поставок, последствия возможных потерь или получения товаров в непригодном виде как потребителем, так и производственной фирмой. Причем в последнем случае убытки могут стать особенно значительными в связи с угрозой остановки производства или ростом затрат на содержание запасов.
  • При этом не стоит часто менять перевозчика (экспедитора). Так же не целесообразно отдавать все перевозки в одни руки – это повышает риск операционной деятельности предприятия. Вы можете 40–50 % грузопотока доверить контрактному экспедитору, а остаток, 50–60%, распределить между другими перевозчиками.

На российский транспортный рынок периодически выходят новые игроки, которые сначала предлагают низкие цены, лучшие условия, новые варианты.

Эти возможности помогают экономить на транспортных расходах. А если «базовый» перевозчик захочет больший объем, пусть предлагает лучшие условия (но все равно не отдавайте в его ведение более 50 %). Таким образом, создается конкуренция между подрядчиками, и вы всегда имеете под рукой базу проверенных перевозчиков.

Как правило, критериями для сравнения транспортных компаний выступают:

  • качество предоставления услуг;
  • статистика потерь;
  • тарифная политика (ценообразование);
  • соблюдение сроков доставки;
  • скорость доставки;
  • слежение за грузом;
  • надежность перевозчика и др.
Резюме

Способы оптимизации транспортных расходов: выбор оптимальных транспортных средств, подбор пунктов разгрузки/погрузки, анализ владения собственным парком транспортных средств или привлечение наёмного транспорта.

  • Оптимизация включает анализ текущей логистической стратегии и внесение поправок.
  • Цифровизация позволяет сократить холостой пробег, оптимизировать маршруты и отслеживать нецелевое использование транспорта.

Оптимизация транспортных расходов осуществляется на основе методологической базы логистического менеджмента.

  • Методы оптимизации: метод северо-западного угла, метод Фогеля, метод минимальных затрат.
Call Now Button+7(499)404-18-38