Виды цистерн для грузоперевозок

Цистерны используются обычно для перевозки наливных грузов.

  • Это один из узкоспециализированных видов транспорта.

Особенность наливных грузов в том, что даже для транспортировки однотипных, но различающихся по свойствам грузов нужны специальные модификации цистерн.

Например, сырую нефть и бензин нельзя перевозить в одинаковых цистернах, не говоря уже о химикатах, воде, молоке и т.д. Кроме того, существуют цистерны, специально предназначенные для перевозки сыпучих грузов.

Типы цистерн по видам грузов:

  • для сырой нефти;
  • светлых нефтепродуктов;
  • тёмных нефтепродуктов (асфальт, битум) – с подогревом;
  • сжиженных газов – высокого давления, криогенные;
  • жидких отходов;
  • химических грузов – различные модификации для инертных и агрессивных веществ, высокого и низкого давления;
  • гигиенические – для перевозки воды, молока, соков и т.п.
Выбор материалов для изготовления цистерн также в значительной степени определяется свойствами целевого груза:
  • алюминий (нефть, нефтепродукты, инертные химические грузы);
  • углеродистая сталь (темные нефтепродукты, малоагрессивные химические вещества, жидкие отходы);
  • нержавеющая высоколегированная сталь (агрессивные химические вещества, питьевая вода, молоко, соки).

Виды цистерн по видам транспорта

Относительно видов транспорта цистерны можно разделить на:

  • цистерны используемые в автомобильных перевозках;
  • железнодорожные цистерны;
  • танк-контейнеры — используемые для смешанных перевозок.
Автомобильные цистерны
Автоцистерна
Автоцистерна

Автоцистерны — это специальные грузовики с кузовом в форме цистерны для перевозки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих грузов.


Типичные характеристики цистерн-полуприцепов:

  • емкость – от 20 тыс. до 40 тыс. литров;
  • длина – от 13,7 до 16,1м;
  • масса – от 4,5 до 6т;
  • количество отсеков – от 1-го до 5-ти;
  • рабочее давление – до 25 кг/куб.см;
  • подвеска – пневматическая, рессорная.
Железнодорожные цистерны
Вагон железнодорожный цистерна
Железнодорожные цистерны

Железнодорожная цистерна — это вагон, состоящий из железнодорожной платформы и, непосредственно, самой цистерны.

Вагон-цистерна — вид железнодорожного подвижного состава для перевозки жидкостей, в том числе: нефти и продуктов ее переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислот, щелочей и др.), сжиженного газа (пропан-бутана, кислорода). Вагоны-цистерны также используются для перевозки мелких порошков: муки (муковоз) цемента, цемента, талька и других материалов.

Танк-контейнеры
Танк контейнер
Танк-контейнеры

Танк-контейнер — это интермодальный контейнер для перевозки жидкостей, газов и порошков в виде сыпучих грузов.

Танк-контейнеры оснащены устройствами для загрузки и разгрузки.

Конструктивно контейнер представляет собой емкость для пищевых и непищевых продуктов, встроенную в усиленный каркас. Рама может иметь пазы для вилочных погрузчиков, а сам контейнер может использоваться для морских, речных, железнодорожных и автомобильных перевозок при температуре от -50°C до +70°C.

Некоторые конструктивные особенности цистерн

Для обеспечения устойчивости при движении внутренние отсеки цистерн оснащаются волнорезами. Кроме того, цистерны для перевозки нефтепродуктов оборудуются дыхательными клапанами и баками для теплового расширения жидкости. Обшивка гигиенических цистерн – изотермическая, позволяющая поддерживать определённую температуру груза в течение длительного времени.

Чтобы уменьшить риск перегрева, в регионах с жарким климатом используются цистерны, наружная поверхность которых изготовлена из полированного металла (зеркальная) или окрашена в светлые тона.