Система взимания платы Платон
В России существует система взимания платы в счёт возмещения ущерба, причиняемого транспортными средствами с разрешенной максимальной массой более 12 тонн на федеральных трассах.
Система взимания платы с грузовиков называется — «Платон». Дата запуска – 15.11.2015 г.
Плата взимается только за расстояние, пройденное по федеральным трассам.
- Текущие цены можно узнать на официальном портале — platon.ru
Согласно нескольким исследованиям, более 60% общего ущерба дорогам наносится тяжёлыми грузовиками. Основываясь на этой информации, Правительство Российской Федерации совместно с Федеральной дорожной службой приняло решение о введении обязательного сбора с дополнительной нагрузки на дорожное покрытие для покрытия расходов на ремонтные работы.
Платон, это торговая марка, управляет системой юридическое лицо ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» ИНН 7704869777
Оператор системы, обеспечивает полный цикл проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, управление и модернизацию системы взимания платы «Платон».
- Общий срок реализации проекта – 13 лет с даты подписания Концессионного соглашения (29.09.2014)
Оператор производит регистрацию транспортного средства в Реестре бесплатно в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления. Кроме того, оператор обязан уведомить о состоянии лицевого счета владельца бортового устройства, стороннего бортового устройства или маршрутной карты в том случае, если имеющихся на лицевом счете средств хватит менее чем на 100 км пути.
Согласно Федеральному бюджетному кодексу России, с 15 ноября 2015 года все сборы, собираемые оператором, перечисляются в Федеральный бюджет. Оператор системы Платон отчитывается перед Федеральным дорожным агентством о сборе и перечислении средств в государственный бюджет один раз в сутки. Данное положение описано в опубликованном «Порядке обмена между оператором системы взимания платы и пользователями системы взимания платы».
Способы взимания платы в системе Платон

В системе предусмотрено два способа внесения оплаты – с помощью маршрутной карты или бортового устройства.
Плата взимается авансом и списываться только за фактически пройденное расстояние.
Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в системе взимания платы, могут переводить средства на свой личный счёт по реквизитам банковского счёта оператора системы взимания платы Платон.
- осуществлять безналичные переводы со своих расчетных счетов и наличные платежи в кассу любого банка.
Информацию о состоянии лицевых счетов и транзакций зарегистрированные пользователи могут просматривать в своих личных кабинетах, приложениях для мобильных телефонов и терминалах самообслуживания или получить, обратившись в колл-центры и центры обслуживания пользователей.
Владельцы транспортных средств должны активировать Бортовое устройство и оплатить дорожный сбор за весь предполагаемый маршрут перед поездкой. При использовании маршрутной карты владельцы транспортных средств также должны получить маршрутную карту до начала движения по федеральным дорогам.
Элементы системы “Платон”

1. Центр Управления и Мониторинга — сердце системы, включающее Центр обработки данных и Центр контроля нарушений. Этот комплекс, который находится в Твери, позволяет управлять всей инфраструктурой системы. Всего на территории России существует 183 Дата-центра, из них 16 – обладают сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III. Центр обработки данных системы взимания платы — единственный в стране центр такого уровня, который находится в собственности государства.
2. Центры обслуживания пользователей – 138 офисов системы «Платон» для комплексного обслуживания перевозчиков. 103 таких центров открылись по всей стране 15 октября, ещё 35 офисов заработают в ноябре на всех погранпереходах, включая границы с Белоруссией и Казахстаном. Данные центры обеспечивают комплексное обслуживание грузоперевозчиков, в том числе получение информации о системе, регистрацию в системе, оформление маршрутной карты для проезда, а также получение бортового устройства. Помимо этого, оператор системы развернёт целую собственную сеть терминалов самообслуживания.
3. Система контроля – 100 автомобилей мобильного контроля с установленным протестированным оборудованием фото и видеофиксации будут курсировать по федеральным трассам, и рамные конструкции стационарного контроля, расположенные на дорогах. Всего в течение двух лет будет установлено 481 такая рамка, сейчас готовы к работе 20 рамных конструкций на федеральных дорогах Московской области.
4. Сайт системы «Платон», Личный онлайн-кабинет пользователя, мобильное приложение – ресурсы, позволяющие пользователям в режиме онлайн регистрироваться в системе за 6 простых шагов, пополнять лицевой счет, контролировать маршруты, оформлять и отменять маршрутные карты.
5. Круглосуточная горячая линия – через колл-центр пользователи могут получить информацию о работе объектов системы взимания платы и уточнить адреса центров обслуживания и места расположения ближайших терминалов самообслуживания.
6. Бортовое устройство (БУ) – это техническое устройство, входящее в систему взимания платы и способное определять маршрут движения транспортных средств по федеральной дороге с использованием технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Использование этого устройства просто, так как при наличии средств на расчетном счете владельца транспортного средства расчет оплаты и списание средств с расчетного счета производится автоматически на основании данных, полученных от БУ.
Для получения Бортового устройства взимания платы владелец транспортного средства должен зарегистрироваться в системе Платон, предоставить необходимую документацию и поручительство (в соответствии с условиями договора), как того требуют «Правила взимания платежей в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн», и подписать с оператором договор о безвозмездном его использовании.
Подписание договора и выдача БУ происходит при личном посещении владельцем транспортного средства или его/ее уполномоченным представителем информационного центра помощи пользователям Платон.
Штрафы системы Платон
Штрафы начисляются в том случае, если нет оплаты за передвижение грузового автомобиля по федеральным дорогам.
Движением без внесения платы считается
- Управление транспортным средством, оборудованным Бортовым устройством, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения с отключённым или повреждённым Бортовым устройством, или срок его службы истёк, или без Бортового устройства и без маршрутной карты.
- Управление транспортным средством на автомобильной дороге общего пользования федерального значения без закреплённого за этим грузовиком Бортового устройства или транспортным средством, которое не оборудовано Бортовым устройством третьей стороны, а карта маршрута не подготовлена и отсутствует.
- Движение на грузовом автомобиле, на которое выдана маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, не указанному в маршрутной карте.
- Продолжение движения по федеральной трассе грузового транспорта, при полностью потраченной оплате.
- За передвижение при просроченной оплате,без уплаты полной суммы отсроченного платежа до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором был произведен отсроченный платеж.
Суммы штрафов
Если штраф начисляется впервые:
- Водителям грузовиков, принадлежащих иностранным перевозчикам — штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей
- Собственникам грузовых транспортных средств, за исключением автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам — штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей
При повторном нарушении, штраф удваивается:
- Водителям грузовиков, принадлежащих иностранным перевозчикам — штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей
- Собственникам грузовых транспортных средств, за исключением автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам — штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей