Система “Платон” взимает плату с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию федеральных трасс.

Плата будет взимается только за путь пройденный по федеральным автодорогам.

В системе предусмотрено два способа внесения оплаты – с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Плата будит взиматься авансом и списываться только за фактически пройденное расстояние.

В целом система предполагает строительство 481 рамки контроля по всей стране до середины 2017 года, а также выход на трассы 100 автомобилей мобильного контроля. До конца 2016 года концессионер должен построить в общей сложности 194 рамки, до конца третьего квартала 2017 года — оставшиеся 287.

При этом в настоящее время штрафы за неоплату проезда установлены на уровне 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. — за повторное нарушение для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей штраф составит 40 тыс. руб., за повторное нарушение — 50 тыс. рублей. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.

Элементы системы “Платон”

1. Центр Управления и Мониторинга — сердце системы, включающее Центр обработки данных и Центр контроля нарушений. Этот комплекс, который находится в Твери, позволяет управлять всей инфраструктурой системы. Всего на территории России существует 183 Дата-центра, из них 16 – обладают сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III. Центр обработки данных системы взимания платы — единственный в стране центр такого уровня, который находится в собственности государства.

2. Центры обслуживания пользователей – 138 офисов системы «Платон» для комплексного обслуживания перевозчиков. 103 таких центров открылись по всей стране 15 октября, ещё 35 офисов заработают в ноябре на всех погранпереходах, включая границы с Белоруссией и Казахстаном. Данные центры обеспечивают комплексное обслуживание грузоперевозчиков, в том числе получение информации о системе, регистрацию в системе, оформление маршрутной карты для проезда, а также получение бортового устройства. Помимо этого, оператор системы развернёт целую собственную сеть терминалов самообслуживания.

3. Система контроля – 100 автомобилей мобильного контроля с установленным протестированным оборудованием фото и видеофиксации будут курсировать по федеральным трассам, и рамные конструкции стационарного контроля, расположенные на дорогах. Всего в течение двух лет будет установлено 481 такая рамка, сейчас готовы к работе 20 рамных конструкций на федеральных дорогах Московской области.

4. Сайт системы «Платон», Личный онлайн-кабинет пользователя, мобильное приложение – ресурсы, позволяющие пользователям в режиме онлайн регистрироваться в системе за 6 простых шагов, пополнять лицевой счет, контролировать маршруты, оформлять и отменять маршрутные карты.

5. Круглосуточная горячая линия – через колл-центр пользователи могут получить информацию о работе объектов системы взимания платы и уточнить адреса центров обслуживания и места расположения ближайших терминалов самообслуживания.

6. Бортовое устройство – разработка российских производителей, объект Системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

По поводу «сторонних бортовых устройств»

По поводу «сторонних бортовых устройств» в документе оговаривается, что таковым является техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы и позволяющее при помощи ГЛОНАССС или ГЛОНАСС/GPS отследить маршрут передвижения транспортного средства по федеральным трассам.

В документе есть несколько пунктов, касающихся действий оператора Системы взимания платы с 12-тонников, в данном случае речь идет об «РТ-Инвест Транспортные Системы». Так, устанавливается, что оператор производит регистрацию транспортного средства в Реестре бесплатно в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления. Кроме того, оператор обязан уведомить о состоянии лицевого счета владельца бортового устройства, стороннего бортового устройства или маршрутной карты в том случае, если имеющихся на лицевом счете средств хватит менее чем на 100 км пути.

Также в документе общается внимание на то, что владелец транспортного средства до начала пути обязан при наличии включить бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, а также внести плату за всю протяженность предполагаемого маршрута. В случае использования маршрутной карты, владельцу необходимо также да начала движения по федеральной трассе позаботиться о ее оформлении.

Зарегистрированные грузоперевозчики могут пополнить баланс лицевого счета в системе взимания платы «Платон»

Зарегистрированные в Системе взимания платы владельцы транспортных средств могут перечислять денежные средства на лицевые счета пользователей на банковские реквизиты оператора системы «Платон».Платежи грузоперевозчики могут осуществлять как безналичными переводами со своего расчетного счета, так и наличными денежными средствами в кассе любого банка. Информация о состоянии лицевого счета и транзакциях будет доступна зарегистрированному пользователю в Личном кабинете и Мобильном приложении, терминалах самообслуживания, а также может быть получена при обращении в Колл-центр и Центр обслуживания пользователей.

«Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации вся собранная плата с грузоперевозчиков с 15 ноября 2015 года будет ежедневно единым платежом перечисляться в Федеральный бюджет. При этом, оператор системы раз в сутки по рабочим дням будет предоставлять в Федеральное дорожное агентство отчет о поступлении и перечислении денежных средств в доход государственного бюджета. Такой регламент четко прописан в опубликованных Порядках взаимодействия Оператора с пользователями системы взимания платы»,- пояснил генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников.