Смешанные перевозки
Смешанные перевозки осуществляются как минимум двумя видами транспорта на разных участках маршрутов по единому документу.
Особенность смешанных перевозок в том, что у неё один оператор организующий и контролирующий перевозку.
Смешанные перевозки могут быть
- Международные смешанные перевозки (прямая смешанная перевозка идёт по одному документу)- в этом случае одно из транспортных средств пересекает государственную границу как минимум двух государств. Международная смешанная перевозка организуется согласно международных конвенций и правил, на неё оформляется единый, унифицированный транспортный документ.
- Смешанные перевозки внутри одного государства (непрямая перевозка на каждом этапе оформляется свой документ) — такие перевозки осуществляются только по территории государства, например, Российской Федерации. В России пока нет единого документа на смешанные перевозки, каждый этап грузоперевозки оформляется собственным перевозочным документом.Если при транспортировке используется довоз автомобилями и перегрузка на железную дорогу, то на автоперевозку оформляют пакет ТТН, а далее железнодорожные документы.

При смешанной перевозке транспортные средства, могут находиться во владении разных участников рынка, связанных между собой только партнёрскими отношениями.
Такая логистическая система предоставляет множество дополнительных возможностей для обслуживания грузов, но при этом юридически защищена, по большому счёту, только договорами между сторонами-участницами и внутренними соглашениями. Дополнительные сложности возникают и при страховании грузов.
При этом перевозчики в осуществлении своей деятельности руководствуются нормативными документами, утверждёнными более 30 лет назад, так как в действующем законодательстве Российской Федерации нет специфической юридической базы.
В услуги смешанных перевозок включается
- проработка маршрута с пунктами перегрузки с одного транспортного средства на другой
- оформление требуемых для перевозки транспортных и таможенных документов
- подбор транспортных средств, участвующих в перевозке груза
- организация погрузо-разгрузочных операций
- внутрипортовое экспедирование, при морской перевозке
- организация страхования груза

Законодательство о смешанных перевозках

Международное законодательство о смешанных перевозках
В 1980 году Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о международных смешанных перевозках и типах документов, которая установила концепцию мультимодальных коносаментов.
Токийские правила были приняты на конференции, состоявшейся в Токио, где впервые была признана Конвенция операторов смешанных перевозок.
В 1973 году Международная торговая палата опубликовала Единые правила для комбинированных транспортных документов. На их основе была опубликована стандартная схема «Combidoc». В 1992 году Международная федерация ассоциаций экспедиторов доработала комбинированный коносамент, используя стандарт FIATA.
Российское законодательство о смешанных перевозках
В ГК РФ фигурируют «прямые смешанные перевозки», что не охватывает всех вариантов современной доставки грузов.
Вследствие развития российской экономики происходят изменения, затрагивающие различные транспортные сферы. Возникновение новых экономических связей повлияло на предприятия, осуществляющие воздушные, наземные и морские перевозки. Произошло дробление крупных компаний на раздельные предприятия и филиалы.
Современное центральное морское пароходство больше не главенствует над морскими портами, которые ведут свою хозяйственную деятельность в соответствии со своими представлениями о получении прибыли. Совершенно автономными субъектами выступают фирмы, проводящие разгрузку и погрузку грузовых единиц в терминале, а также их перемещение и хранение на арендованной территории. Органы пограничного и таможенного надзора подчиняют свою деятельность вышестоящим инстанциям Федеральной таможенной службы. Однако в процессе грузоперевозок задействованы все вышеназванные структуры.
Актуальность законов времён СССР вызывает сомнения, ведь за это время произошло множество серьёзных изменений в экономике страны и в самой технологии грузоперевозок.
У компаний, занимающихся мультимодальными и интермодальными перевозками, нет никаких сомнений в необходимости нормативной базы, отвечающей современным требованиям. Однако в вышестоящих инстанциях соответствующее изменение проводить не торопятся, аргументируя своё нежелание менять базу малой долей смешанных перевозок в общем числе оборота грузов.
Значительную лепту в судьбу этого закона внесли и разработчики, предоставившие на рассмотрение пакет разрозненных документов. По факту, предлагалось создать нормативную базу для смешанных перевозок на основании сырого проекта, к которому были приложены не связанные с ним типовые акты о правилах перевозок смешанных грузов, работе операторов по мультимодальным и интермодальным перевозкам, а также стандартные положения по таможенным перевозчикам и узловым соглашениям. В этом документе не были отражены основные принципы осуществления интермодальных и мультимодальных перевозок. Законотворцам предлагалось действовать на основании отсылок к правилам перевозок и правам участников процесса.
С каждым годом количество мультимодальных, интермодальных и комбинированных перевозок только возрастает, поэтому осуществляющие их компании остро нуждаются в создании грамотной нормативной базы.